Спасибо, что нашли нужным напечатать мое письмо в «УГ» 14 августа 2007 года. Вновь пишу о том, что глубоко волнует меня. И как учителя, и как женщину – мать двоих дочерей. Сегодня среди педагогов идут споры. Как учить? Чему учить? Но при нынешней демографической ситуации, мне кажется, важнее вопрос: кого учить? Когда-то многие школы работали в две смены, и не только потому, что не хватало типовых зданий. А потому, что количество детей заставляло идти на это. А теперь во многих регионах и на одну смену едва набирается детей.
Президент, правительство, Дума обратили наконец-то внимание на демографический кризис. Принята национальная программа. Но, думаю, программа своей цели не достигнет. И одна из причин, на мой взгляд, такова. Создатели программы – мужчины, причем очень далекие от рядовой жизни рядовых россиянок. Разумная, дальновидная мать не примет в расчет 250000 рублей. Ее в первую очередь будет волновать другой вопрос. В каких условиях будет расти ребенок? Она хочет, чтобы в полной семье, где есть отец, мать. Любая из нас хочет быть уверенной, что не останется одна, без опоры на мужское плечо. А что мы видим вокруг? Воспитание детей полностью легло на женщин. Это наглядно видно даже на школьных родительских собраниях. Мало того, нет даже примеров прочной и положительной семьи. Нет ни в газетах, ни по телевидению.
Да что говорить? Все или почти все видные общественные деятели, члены правительства, депутаты, бизнесмены, побросали свои первые семьи, с которыми прожили не один десяток лет, которые помогли их карьерному росту.
Обзавелись, родные, молоденькими женами и щеголяют ими, как медалями. Этот «подвиг» подхватывают мужчины всей России. В общественном сознании укореняется мысль, что семья – это не вечно, не навсегда, не на всю жизнь. Лучше жить, не обременяя себя, не загонять в нужду детей. Лучше не рожать второго. «Одного как-нибудь поставлю на ноги».
Ученые, политологи объясняют демографический кризис так и эдак. То денег мало дают, то экономическая ситуация неблагоприятная. Никто не спорит, что это играет определенную роль, но история, опыт наших мам, бабушек учат, показывают, что больше рождалось детей именно в экономически неблагоприятные годины. Потому что тогда женщины чувствовали в мужчинах силу, верность семье. И мужчины ощущали надежный тыл дома. Государством порицалось разрушение семьи. Общеизвестен негласный сталинский приказ о возвращении после Победы в свои прежние семьи тех офицеров, которые завели на фронте подружек. Сталин, может, и думал больше о моральном облике своих коммунистов. Но мне почему-то кажется, он понимал, что рожать женщины будут, только зная, что государство на стороне прочной семьи. Нравственные законы в стране должны быть на стороне крепкой, устойчивой семьи. Знаменитый Герой России, которого преданная жена выхаживала после ран, травм, тут же после выздоровления, укрепления бизнеса, статуса оставляет верную подругу и женится на юной секретарше или модели. Газеты взахлеб радуются сему факту. А наши девчушки делают определенные выводы.
Как бы ни изощрялись государственные мужи, придумывая новые «пряники» указов, рожать-то молодым женщинам, не уверенным в завтрашнем дне своего замужества, не хочется. Им, этим будущим мамам, важно видеть примеры дружных, крепких семей. Взять нашего президента. Большинству населения страны, уверена, Людмила Путина очень нравится своей какой-то особой теплотой, мягкостью, искренностью, а В.В.Путин выделяется мужественностью, силой. А ведь это и есть педагогический, психологический эталон хорошей семьи: добрая, всепрощающая мать и строгий, требовательный отец! Именно в таких условиях, как нас учили в учебниках по педагогике, вырастают хорошие, порядочные, нравственно и физически здоровые дети!
Но рядом с собой и в телепередачах я чаще всего вижу примеры, как одинокие женщины (вдовы, разведенные, мучающиеся при живых мужьях-алкоголиках) с огромным трудом поднимают детей. Намучившись сами, они учат дочек рожать одного, а то и вовсе не иметь детей.
Мне кажется, государство должно принять общенациональную программу – пропаганду крепкой, прочной, ответственной семьи. Ныне демографический проект никак не подкреплен нравственными примерами и законами.
Хочу добавить, что пишу об этом не на примере своей семьи, у меня, у детей, у родственников в этом отношении все хорошо.
Айман АБСАЛЯМОВА, учительница русского языка и литературы, с. Ачикулак, Нефтекумский район,
Ставропольский край
Комментарии