Часто ли мы испытываем неуверенность перед публичными выступлениями и нерешительность в отстаивании своего мнения? Вероятно, немногие ответят на этот вопрос отрицательно. А ведь от искусства убеждать оппонентов или просто слушателей очень часто зависит успех в делах и достижение поставленных жизненных целей. А можно ли научиться этому искусству? Да, конечно. И технология такая есть – технология дебатов.
Именно дебаты дают возможность учащимся чувствовать себя увереннее, освободиться от комплекса боязни аудитории, публичного выступления и в дальнейшем самостоятельно прокладывать путь к успеху.Созданный в школе №538 имени С.В.Гришина клуб интеллектуального развития «Дебаты» существует с 2003 года. Его деятельность рассчитана на подростков в возрасте 14-17 лет, то есть учащихся 8-11-х классов, которых обучают искусству риторики и дебатирования, умению отбирать и обрабатывать деловую информацию, создавать письменные и устные тексты, публично выступать с подготовленным материалом. Не менее важно развитие коммуникативных качеств: ориентация в ситуации общения, умение просчитать реакцию партнера, быстро принять решение с сохранением инициативы, корректно опровергать доводы оппонента, владеть различными речевыми средствами воздействия на партнера.Неоспоримым плюсом дебатов является атмосфера подготовки и проведения, пронизанная духом сотрудничества, равенства взрослых и детей, что делает их партнерами в общении и решении учебно-познавательных задач.С чего все началось? С предложения сыграть в интересную интеллектуальную игру, представляющую собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Не сразу возникло понимание сути дебатов. Первые заинтересованные ученики собрались скорее из любопытства к новой игре. Выбрали интересную им тему для спора. И игра быстро прижилась. Но очень оказалось непросто подбирать аргументы и контраргументы по поводу выдвинутой резолюции, убеждать судей в правоте своей позиции. Со временем образовалась команда, в которой не только учащиеся, но и родители, и педагоги.Начали с игры, а сегодня это клуб, в котором можно не только играть, но и изучать научные аспекты искусства дебатов. Занятия проводятся в форме тренингов по ораторскому искусству, практикумов по отбору необходимой информации, и, конечно, можно поговорить-поспорить обо всем на свете.Но особенно ребят интересуют мастер-классы с психологом, где учат, как быстро и эффективно избавиться от лишнего волнения и страха, как управлять своим эмоциональным состоянием, как говорить свободно на любую тему, гибко реагируя и меняя параметры своего выступления, как правильно использовать жесты, активно взаимодействовать с аудиторией и спокойно реагировать на нестандартные ситуации. Такие мастер-классы помогли привлечь внимание более робких. Появлялись все новые и новые команды.В копилке нашего клуба немало проведенных турниров на актуальные темы. Зачастую вопросы для дебатов предлагают сами учащиеся: «Социальные сети – за и против», «Должна ли в России существовать цензура», «Мужчинам жить лучше?» В этом году особое внимание экологическим проблемам.Но не менее интересно проходит и так называемая околодебатная деятельность: посиделки, чаепитие, работа со СМИ, экскурсии, встречи со специалистами, общественно полезная и творческая работа.Большое внимание уделяется этике поведения, и не только в дебатах. Столкновение позиций часто ведет к накалу эмоций, так же как и в обычных жизненных ситуациях. Чтобы страсти не вышли за грань дозволенного и не переросли в свару, всем участникам следует придерживаться правил поведения. Главное – с уважением относиться к мнению оппонента. Любое мнение – это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Вот так технология дебатов органично формирует и этические нормы поведения, и толерантное отношение.Нередко в форме дебатов проходят уроки истории, обществознания, литературы в старших классах. Такие занятия повышают эффективность учебной деятельности, так как здесь имеют место включенность детей в решение актуальных проблем, их неподдельный интерес к происходящим современным процессам, что способствует формированию активной гражданской позиции.Уверенность, находчивость, хорошая речь, содержательность выступления позволяют членам клуба «Дебаты» обойти соперников во многих конкурсах, интеллектуальных играх.Не первый год клуб выступает инициатором и организатором турниров между школами нашего межрайона, которые проводит в содружестве с Центром молодежного парламентаризма. К сотрудничеству приглашают и депутатов муниципального собрания, научных сотрудников, преподавателей вузов, директоров школ, членов Молодежной палаты.На достигнутом не останавливаемся. Впервые в этом году пробуем себя в качестве участников Всероссийской открытой школьной лиги по парламентским дебатам на Кубок ректора РЭУ имени Г.В.Плеханова.Есть еще одна замечательная сторона в деятельности нашего клуба. Выпускники после окончания школы сохраняют с ним связь. Нередко они помогают начинающим дебатерам дельными советами, выступают в роли тренеров и судей во время турниров. Став студентами, вливаются в студенческое дебатное движение.В процессе дебатов ученики отстаивают свою точку зрения, ведут полемику, конкурируют со сверстниками, проявляют лидерские качества, учатся работать в команде. Дебаты развивают память, критическое мышление, реакцию, способность анализировать информацию, быстро принимать конструктивное решение. Поэтому технологию «дебаты» по праву можно назвать технологией продвижения своих идей и позиций, технологией успеха!Зарема АЛПЫСБАЕВА, учитель истории и обществознания школы №538 имени С.В.Гришина;Андрей РОМАНОВ, учитель русского языка и литературы школы №1205
Комментарии