Выпускники педвузов сегодня не идут в школу. Из двадцати человек, вместе с моей дочерью окончивших городской вуз, ныне в школе работают трое. В чем причина? Только ли в низкой оплате труда?
У меня стаж педагогической работы девятнадцать лет. Помню, каким ужасом, каким кошмаром были для меня первые годы работы в школе. А все потому, что не умел вести урок, не умел добиваться дисциплины в классе. И в этом постоянно обвинял себя, спрашивая: «Нас же учили в институте, что я делаю не так?» В какой-то момент меня осенило: «Нас же этому совсем не учили!»
Чему же нас учили целых пять лет? Мы изучали, образно говоря, свойства воды, из каких атомов она состоит, какой высоты достигает волна при том или ином ветре… А как плавать: как махать руками и ногами, как дышать? А это уже, говорили нам, сами научитесь, лишь бросившись в воду. И выкинули в бушующий океан.
Говорят, урок – это театр одного актера. Неужели? В программах педвузов почему-то нет ни техники речи, ни актерского мастерства… Как входить в класс, как сесть, как посмотреть, что сказать сначала, что потом, чтобы создать рабочую атмосферу на уроке? Как успокоить расшалившихся учеников? Ничему этому в педагогическом вузе меня не учили. До всего этого я дошел собственным путем. Но чего это стоило! Очень хорошо понимаю выпускников педвузов. Первый год в школе – это такой жесткий тренинг и проверка на прочность.
Появились разговоры, что будет введена обязательная отработка, как было раньше. К каким последствиям это приведет, трудно сказать. Люди ведь уже привыкли к свободе. Одно из двух: или это для кого-то станет еще одним источником взяток, или расплодим несчастных людей. А несчастный учитель разве может воспитать счастливого, успешного человека?
Марс ЯГУДИН, учитель первой категории, Набережные Челны, Республика Татарстан
Комментарии