Известно, что первые шаги в любой профессии самые трудные. Почти все начинающие преподаватели поначалу набивают себе профессиональные шишки. Особенно это касается тех, кто пытается сразу же после педагогического вуза брать себе полную нагрузку. Этой участи не избежал и я.
С большими планами на светлое будущее (мои родители – профессиональные педагоги, серьезные в педагогической науке люди), не нарушая традиций семьи, я решил после окончания политехнического колледжа №8 (специальность «менеджмент по отраслям») в 2006 году поступить в Московский городской педагогический университет на факультет «Технология и предпринимательство». После окончания МГПУ я мог работать учителем технологии (у девочек и мальчиков), учителем черчения, а также школьного курса информатики. Но уже на тот момент меня это не устраивало, всю свою жизнь я в прикладном аспекте изучал информационные технологии, и на момент окончания вуза у меня было достаточно знаний, чтобы администрировать небольшую компьютерную сеть и заниматься техническим обслуживанием компьютеров. После окончания института стал искать работу преподавателя информатики. Без педагогического стажа на полную ставку меня нигде не брали, я не смог устроиться на преподавательскую работу. Нашел работу заведующего лабораторией цифровой схемотехники и конструирования цифровых вычислительных устройств, преподавал несколько часов в неделю в одном из политехнических колледжей Москвы специальную дисциплину (СПО) «Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов» по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы». Мне пригодились многолетнее самообразование и годичная педагогическая практика в профессиональном училище №72 города Королева Московской области в 2010-2011 учебном году, где я преподавал предмет «Обработка информации на ЭВМ» и работал инженером по техническому обслуживанию парка учебных компьютеров и настройке локальной сети.Работа зав. лабораторией в колледже была интересная, но нетворческая – должностной инструкцией мне вменялось сопровождение и техническое обслуживание лаборатории, оснащенной одиннадцатью ПК, мультимедийным проектором и интерактивной доской. А вот небольшое количество часов, общение со студентами было настолько интересным, креативным, что работал я ежедневно в колледже со студентами до шести-семи часов вечера, видя на тот момент в них не только подопечных, но и друзей-единомышленников. Именно в этот первый год своей работы, когда преподавал курс «Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов», я понял, что моя вузовская дипломная работа, посвященная одной из наиболее перспективных для современного учебного процесса проблеме – разработке универсального электронного мультимедийного комплекса «школа – колледж – вуз» (на примере курса «Средовой дизайн»), сегодня очень востребована. Со студентами мы стали сразу же творческой командой и начали разрабатывать несколько конкурсных проектов: «Трехмерная интерактивная экскурсия по колледжу», интерактивный обучающий ресурс «Разъемы и коннекторы в современных КСК», интерактивный обучающий ресурс – «Принтеры: общая информация и техническое обслуживание». Признаться, последние два можно считать откровенно неудачными проектами, но первый – трехмерная виртуальная экскурсия – оказался весьма успешным. Эти проекты участвовали в конкурсе проектно-исследовательских работ первой научно-практической конференции в номинации «За практическое значение проектно-исследовательской работы» по направлению «Техническое моделирование и конструирование» и были отмечены грамотой. Планы были большие, но ввиду своей неопытности я плохо показал себя с некоторых сторон методического обеспечения дисциплины (не хватило знаний). После того как мне в мае отказали в полной педагогической нагрузке на следующий год, я принял решение найти колледж, где мои новые знания и желание преподавать действительно были нужны. Политехническому колледжу №19 я благодарен за то, что не только в нем прошел тяжелый период своей профессиональной адаптации, но и за то, что не ушел из профессии и, как сейчас считаю, сделал свой окончательный выбор. Мое трудоустройство именно в колледже автоматизации и информационных технологий №20 на ставку преподавателя информационных дисциплин в сентябре 2012 года – мой осознанный выбор. Мне поверили и дали полную педагогическую нагрузку. В течение 2012-2013 учебного года я преподавал интереснейшие предметы: «Компьютерные сети», «Виртуальные сети, частные сети», «Системы и сети передачи данных», «Аппаратное обеспечение информационных систем» для студентов 2, 3 и 4-х курсов по специальностям: 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 230701 «Прикладная информатика». У меня было около 230 студентов в отделении из восьми групп. Для формального соответствия специальности занимаемой должности меня сразу же направили в УМК Департамента образования на обучение по программе профессиональной переподготовки «Информационные технологии в профессиональном образовании» (500 часов). Даже путем непрерывного самообразования невозможно освоить весь объем знаний, необходимых для преподавания специальных информационных дисциплин, так что эти курсы как минимум помогают мне совершенствоваться в профессиональном плане, они также необходимы при первой аттестации для подтверждения профиля преподавания информационных дисциплин.Что меня сильнее всего впечатлило на новом рабочем месте? Это чуткость коллектива, стремление помочь мне освоиться и включиться в работу. Я могу рассчитывать на любую помощь, мои вопросы, связанные с рабочими моментами, никогда не оставались без ответа. Меня приняли не как случайного человека – как коллегу и соратника, что, увы, редкость в наше время. Нигде ранее, а мне доводилось проходить практику и работать в трех учебных заведениях, я не встречал такой теплой атмосферы в коллективе, как здесь, в КАИТе. Это и собрания, и праздничные вечера, на которые хочется ходить, это и педсоветы, на которых в первую очередь обсуждают успехи как колледжа в целом, так и отдельных сотрудников, это и открытые, честные люди, относящиеся непредвзято к начинающим преподавателям, это доброе отношение к студентам.Мне не составило труда обустроить лабораторию под ведение занятий. Для проведения занятий мне были выделены стенды, собранные специально для преподавания компьютерных сетей, – коммутаторы, маршрутизаторы. IT-отдел помог оснастить лабораторию списанными компьютерами, очень активно помогали и заинтересованные студенты, у которых нашлись невостребованные морально устаревшие запчасти, что не жалко пожертвовать для создания лаборатории. Зачем нужны устаревшие компьютеры? Предмет «Компьютерные сети» подразумевает проведение сложных работ по конфигурированию серверов и рабочих станций, которые включают в себя серьезную их модификацию, начиная от установки серверной операционной системы и заканчивая изменением аппаратной конфигурации. Именно списанные компьютеры, которые давно сняты с баланса и повреждение которых не принесет колледжу убытков, лучше всего подходят под выполнение этих задач. Уже спустя две недели после моего трудоустройства в кабинете работала компьютерная сеть, отделенная фильтром от сети колледжа. В такой сети можно спокойно экспериментировать с хакерскими атаками и запускать вирусы, не боясь нанести ущерб дорогостоящему оборудованию, стоящему на балансе.Помимо этого я готовлюсь на следующий год преподавать свои предметы по программе удаленного (дистанционного) обучения студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия вместе со своей группой. Именно для этих целей в период летних каникул я брошу часть своих сил на разработку интерактивного мультимедийного обучающего комплекса, создание и внедрение которого будет частью моей диссертации. Что собой представляет интерактивный мультимедийный обучающий комплекс (ИУМК)? Для преподавателя – это системный интегратор традиционных и цифровых учебных материалов, включающий: интерактивные учебники (программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел; предметно-ориентированные среды (программа, пакет программ, позволяющие оперировать с объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определению, а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств); лабораторный практикум (служит для проведения наблюдений над объектами или их свойствами, для обработки результатов наблюдений, для их численного и графического представления, для исследования различных аспектов использования этих объектов на практике); тренажеры (служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач, обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль); контролирующие программы (программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний). Для учащихся – программа курса, расписание обучения (интерактивное общение с преподавателем и другими студентами) и созданное на основе (в простонародье – «на движке») видеоигры трехмерное пространство, симулирующее различные ситуации. Смоделировать можно как производственные ситуации, так и виртуальную учебную аудиторию, в которой студенты-дистанты, лишенные возможности посещать занятия, смогут почувствовать себя в коллективе и пройти минимальную социализацию. Подразумевается, что на таких занятиях в виртуальных аудиториях и прочих смоделированных локациях будет присутствовать не один студент, а множество – не только текстовым чатом, но и с помощью веб-микрофона они смогут общаться между собой.В виртуальном пространстве мы не ограничены финансированием на закупку дорогостоящего оборудования, учебных стендов, не ограничены в передвижении и можем устроить себе экскурсию в любую точку мира – надо все это лишь «нарисовать» и запрограммировать для создания различных ситуаций. Именно создание этого комплекса я ставлю для себя одной из основополагающих задач и уже сейчас уделяю этому немало времени.Однако времени хватает не на все. Передо мной уже в сентябре поставили серьезные задачи – я должен был разработать основной раздел УМК: учебные планы, учебные программы, тестирование… по дисциплинам «Компьютерные сети», «Информационная безопасность», «Сети и системы передачи информации». Это занимало большую часть моего свободного времени, помимо подготовки к занятиям. Что удалось еще сделать? В отсутствие учебника по дисциплинам «Виртуальные частные сети» и «Аппаратное обеспечение информационных систем» я вынужден был готовиться самостоятельно, собирать материал по всем информационным источникам. Сегодня у меня собран материал для написания своего учебника, я написал методическое пособие по базовому курсу компьютерных сетей, разработал схемы и постеры по этому предмету.Были и негативные стороны в моей работе. Многие студенты, не слишком ревностно относящиеся к своей специальности, изначально восприняли меня как равного, а в особо запущенных случаях и вовсе не восприняли всерьез. Пришлось зарабатывать авторитет среди студентов, в отдельные моменты (педагогическими и психологическими приемами) давая им понять, что они сами же заинтересованы в изучении предмета. Иногда приходилось просто давить знаниями и пользоваться поддержкой студентов, настроенных лояльно, пару раз приходилось откровенно идти на конфликт с учащимися, но в итоге цель была достигнута. Подавляющее большинство студентов с удовольствием ходят на мои лекции, многие не прочь зайти побеседовать со мной на перемене, кто-то воспринимает меня как наставника, кто-то как друга. Надеюсь, я как можно дольше смогу оставаться столь же открытым к общению со всеми – и коллегами, и студентами.Меня радуют успехи моих студентов, моя профессиональная усталость после хорошей работы, созданный мной для творческой работы учебный кабинет, мои первые методические разработки. Но я не впадаю в эйфорию, вижу все проблемы и хочу своими наблюдениями поделиться, чтобы помочь начинающим преподавателям информационных дисциплин адаптироваться и закрепиться в колледже.Почему в колледжах большая текучка преподавателей информационных дисциплин? Я думаю, для этого есть пять основных причин. Первая: молодые преподаватели информационных дисциплин, как правило, выпускники непедагогических вузов. Они хорошо знают технические аспекты предмета, но имеют очень низкий уровень педагогических знаний, особенно методику преподавания. В основном все преподают «по образцу», копируют опыт своих лучших школьных учителей, преподавателей вузов и колледжей тех заведений, где они учились. Им обязательно надо проходить курсы повышения педагогической квалификации, а лучше пройти переподготовку. Вторая: молодые преподаватели информационных дисциплин, как правило, не владеют педагогической технологией самостоятельной разработки программной документации, вариативной части стандарта, методикой подготовки и проведения занятий. Для них также нужны курсы и наставники. Третья: первый год адаптации – очень сложный период, особенно работа с документацией, журналами, начинаются конфликты с завучами, многие не выдерживают и уходят. Здесь нужны помощь и доброжелательные отношения всего учебно-методического отдела колледжа. Четвертая: если на работу просится молодой человек, имеющий негуманитарное высшее педагогическое образование, у которого достаточно знаний и умений, чтобы администрировать небольшую компьютерную сеть и заниматься техническим обслуживанием компьютеров, можно его принять по контракту на один год и направить сразу же на профильную переподготовку преподавания информационных дисциплин. Таких молодых преподавателей немного, но они сделали свой выбор. А может быть, это будущие Макаренко? Пятая: если молодой преподаватель трудоустроился не сразу после окончания института, как это было со мной (а устроиться самостоятельно без стажа педагогической работы практически невозможно), он теряет 40% зарплаты – надбавку к зарплате как молодой специалист, а получать молодому человеку, владеющему информационным ремеслом, 20-25 тысяч рублей в месяц как минимум два года до первой аттестации нереально. Такие специалисты в Москве получают вне учебных заведений от двух тысяч долларов, и это в первый год работы. Поэтому многие молодые преподаватели, столкнувшись в первый год работы с перечисленными трудностями, просто увольняются из колледжа. Мне в этом году пришлось отказывать себе во многом, совмещать основную – преподавательскую и техническую – деятельность в виде подработки на стороне крайне затруднительно, особенно для недавнего выпускника вуза.Хочу посоветовать начинающим преподавателям: учитесь управлять своим временем. Ваше руководство не всегда способно оценить уровень знаний, который вы даете детям, ваши педагогические навыки не всегда идут в качестве основного критерия оценки вашей деятельности, поэтому в первое время необходимо заставить себя исправно заполнять и составлять всю учебно-методическую документацию, начиная с журналов и табелей учета часов и заканчивая учебными планами. Да, приходится разрываться между бумажной и непосредственно педагогической деятельностью, к которой так лежит душа. Но это необходимо, для того чтобы показать себя как ответственного сотрудника. А ваши педагогические успехи все равно рано или поздно будут замечены и вознаграждены.Руслан АРТЕМЬЕВ, молодой специалист, преподаватель колледжа автоматизации и информационных технологий №20
Комментарии