Вам кажется этот вопрос абсурдным, когда речь идет об учениках начальной школы? А вот учитель года России, учитель музыки школы №1060 Михаил Стародубцев считает, что воспроизвести музыкальные фрагменты из самой сложной оперы каждому ученику «началки» под силу.
Люблю приходить на уроки победителей конкурса «Учитель года» тогда, когда конкурс уже далеко позади, когда отгремели все победные фанфары, произнесены поздравительные речи, вручены Хрустальные пеликаны и снова начинается обычная учебная жизнь. В этот момент и хочется убедиться, что победа была не тщательно подготовленным специально к конкурсу фрагментом, а просто выбранным эпизодом из не менее тщательно выстроенной повседневной педагогической деятельности. Поэтому на урок музыки к Михаилу Стародубцеву я шла с особым интересом, ведь он всегда с гордостью рассказывает об оркестрах, которые есть в каждом классе начальной школы, а разве такое возможно?Оказалось, что все, рассказанное Михаилом, – чистая правда. В музыкальном классе у каждого ученика формируют культуру музыкальной деятельности, что требует от ребят реальных волевых усилий. Мы знаем, что не все дети учатся в музыкальной школе, для этого нужны слух, желание играть на том или ином музыкальном инструменте, упорство и колоссальный труд. Школа №1060 не имеет никакого музыкального профиля, но играть на музыкальных инструментах предлагают всем без исключения. Выбрать инструмент можно любой, и дети этой возможностью пользуются, в оркестре есть и скрипки, и виолончели, и барабаны, и многие другие инструменты. Видимо, все это и помогает Стародубцеву создать настоящий классный (в смысле в классе, но по уровню исполнения – классный) оркестр. Когда я слушала в исполнении учеников начальной школы арию варяжского гостя из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова (дирижировал Михаил Стародубцев), почему-то вспомнила фильм «В бой идут одни старики». Там герой Леонида Быкова тоже создавал в своей эскадрилье оркестр, который помогал летчикам не только спеться, но и слетаться, чтобы одерживать победы в воздушных боях. Класс не эскадрилья, учеба не война, но то, что игра в оркестре помогает классу стать настоящим коллективом, который умеет прислушиваться и слышать друг друга, сочувствовать и сопереживать, получить опыт совместной творческой деятельности, несомненно. Почему я решила завершить номер, посвященный новому стандарту начальной школы, рассказом о деятельности лучшего учителя России Михаила Стародубцева? Да потому, что эта деятельность опровергает домыслы, будто новый стандарт отрывает образовательную деятельность в московской школе от традиций, созданных годами. Михаил начал свою работу задолго до того момента, когда был утвержден новый стандарт, но ему практически мало что нужно будет изменять в своей педагогической деятельности, потому что она была как бы прологом того, что предлагают сейчас московским школам в освоении нового стандарта начальной школы. И может быть, именно творческая составляющая этой деятельности и будет помогать учителям начальной школы, а потом средней и старшей, готовить к жизни и выбору своего пути в этой жизни всех своих учеников. Успеха в этом деле мы желаем всем учителям, которые 1 сентября 2011 года начнут свою работу по новому стандарту начальной школы.
Комментарии