Недавно я побывал в удивительном уголке земли: в небольшом нанайском селе, раскинувшемся на берегу Амура, в трех часах езды от Хабаровска. Естественно, пригласили и в местную школу. Знаете, чем больше всего гордятся ее мальчишки? Тем, сколько рыбы они поймали, как ловко могут обращаться с оленями и метко стрелять, охотясь на соболя. Здешняя школьная жизнь во многом подчинена совершенно иным, особым, непонятным нам, горожанам, законам: первые осенние месяцы ребята вместе со взрослыми заняты путиной: рыба идет косяком, упустить ее нельзя. Весной они тоже отвлекаются от учебы на свои обязательные хозяйственные дела, ровно так же как поступали когда-то их отцы, деды, прадеды.
Эти люди сохранили свои древние верования, символику и язык, но в то же время все они прекрасно говорят по-русски и знают историю России. Они помнят, как одевались и что ели их предки, на уроках труда дети занимаются исконными ремеслами, изготавливают уникальные по красоте и тонкости национальные поделки и вместе с тем умеют работать с компьютером, в школе есть лингафонный кабинет, интерактивные доски.Смотрел я на эту школу и думал: а учитывает ли их интересы федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на всеобщую академическую успешность? Не мешает ли он им развиваться так, как считают нужным и их родители, и они сами? Кому-то, безусловно, от него польза: часть выпускников действительно уезжают учиться в вузы Хабаровска. Яркое тому доказательство – наш замечательный экскурсовод, уроженка этого села, окончившая Хабаровский педагогический университет и вернувшаяся в родную школу учителем истории. По всему видно, что она блестящий специалист, увлеченный своим делом. Глядя на нее, искренне завидовал ее ученикам. Но ведь есть и другие дети – прирожденные охотники, рыболовы и оленеводы. Их главная книга – это сама природа, и умение читать ее без перевода у них в крови. Нужны ли им знания о производной от сложной функции? Нужны ли им инверсии и парцелляции?Посещение этого нанайского села и его школы, долгий разговор с директором, с учителями, с детьми вновь заставили меня вернуться к мысли, которой не так давно уже делился с вами: а нужен ли нам вообще единый стандарт при всем разнообразии нашей большой России? Не разумнее ли согласиться с неким обязательным минимумом, который позволит нам и впредь оставаться единым государством, понимать один язык, помнить общую нашу историю, а тонкости и детали спрашивать лишь с мотивированных детей, которым они и в самом деле необходимы. Принять вариативные стандарты, учитывающие интересы не только будущих ученых и академиков. И перестать наконец заставлять всех детей знать все.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии