Каждый, кто причастен к научно-педагогической деятельности, знает, насколько тяжело написать и опубликовать научный труд. Приведу лишь один пример, связанный с особенностями написания и опубликования научных статей в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК).
В первую очередь автор должен спланировать педагогическое исследование, разработать содержание и провести эксперимент. Затем обработать, обобщить, систематизировать и проанализировать полученные данные. Следует при этом усилить результаты исследования теоретико-методологической составляющей и т. д.
Не менее важным для ученого является и поиск того журнала, в котором материалы исследования будут опубликованы подешевле. Это связано с тем, что за публикации в журналах, рекомендованных ВАК, преподавателям, как правило, никаких вознаграждений не предусмотрено. В некоторых случаях положены стимулирующие выплаты, которые составляют не более 500 рублей (0,1‑0,5 балла). При этом опубликование одной статьи в определенном издании стоит не менее восьми тысяч рублей.
Чаще всего публикации в журналах ВАК нужны вузу только при составлении соответствующих отчетов. В тех случаях, когда поднимается вопрос о компенсации преподавателю потраченных средств за опубликование результатов научных исследований, в ответ можно услышать разное. Говорят, что журнал не соответствует квартилю, то есть категории научных журналов, определяемой библиометрическими показателями, отражающими уровень цитируемости, или последним требованиям, принятым в вузе, или вообще публикации не предусмотрены эффективным контрактом и т. д.
После того как вы все-таки определились с научным изданием, в котором будут опубликованы результаты педагогического исследования, необходимо оформить содержание статьи в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, а это тоже непростая задача. К тому же одним из главных требований любого журнала, рекомендованного ВАК, является оригинальность научного труда (не менее 70‑80%).
Таким образом, нетрудно представить, сколько преподавателю приходится затратить сил на опубликование даже одной статьи. А если их три, четыре или даже пять за один учебный год? Думаю, что у читателей, как и у большинства преподавателей и чиновников, возникает вопрос: «Зачем тогда вообще публиковать статьи?» Но дело в том, что научная деятельность является обязательной для любого вуза. Работая в нем, преподаватель должен опубликовать за учебный год одну-две научные статьи. А если их наберется больше, например пять-шесть, то многие коллеги и окружающие находятся в недоумении. Для большинства из них становится непонятным такой научный энтузиазм. Самое безобидное в подобных ситуациях удивление, проявляемое со стороны коллег. «Зачем человек все это делает, да еще и бесплатно?» – говорят они, тихонько покручивая пальцем у виска. Но гораздо неприятнее бывает зависть, которая иногда перерастает в неприязнь и откровенные козни вроде палок в колеса. После всех перипетий правомерно возникает горький вопрос: «Выходит, что в настоящее время в научной деятельности преподавателя как таковой нет необходимости?»
В качестве эпилога. К сожалению, в системе образования России, как и в других важнейших сферах жизнедеятельности, катастрофически снижается количество тех, кто работает не за страх, а за совесть… Хотим мы того или нет, но внутренний мир учителя, преподавателя, формируется по-разному в зависимости от того, в каких условиях и ради чего он трудится… Качество и конечный результат работы педагога зависят не столько от того, что ему предписывают делать и насколько жестко его контролируют, сколько от состояния его души и степени уверенности в пользе того, ради чего он трудится. В свою очередь это душевное состояние и степень уверенности находят свое отражение в формировании того или иного социального состояния общества, степени его социальной устойчивости…
Наталья ЛУКЬЯНЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь
Комментарии