Концепция модернизации российского образования предполагает создание условий для достижения нового, современного качества общего образования, государственной системы оценки качества, которая станет надежным инструментом повышения эффективности образовательной политики. Эксперимент по введению единого госэкзамена – одно из направлений модернизации, которое должно решить задачи по повышению качества образования в стране. Народная мудрость гласит: «Ошибка сапера видна сразу, ошибка в образовании – только через поколение». Хочу надеяться, что ЕГЭ не станет ошибкой, но в том виде, в каком его нам предлагают, экзамен не учитывает многих обстоятельств и, следовательно, вызывает у большинства учителей, учеников и родителей отрицательное отношение. Почему?
Учителям предлагают включать тестовые формы в учебный процесс и постепенно готовить их к формату ЕГЭ. А кто-нибудь посчитал, сколько стоит подготовка тестовых материалов, кто должен их приобретать и за чей счет? Наконец, что приобретать? Нам предлагают пользоваться некой книгой для подготовки к экзамену по математике, а в ней ошибки – в решениях! Некоторые ответы сформулированы некорректно и неграмотно, напрашивается множество терминологических и стилистических замечаний по тексту. Вывод? Такой книгой лучше не пользоваться. А что мы найдем взамен и где?
Но вот наступает день проведения экзамена. При существующем количестве учеников и учителей в нашем районе часть детей должны явиться в пункт проведения экзамена, находящийся в 60 километрах от школы. После часовой (в лучшем случае!) тряски в автобусе, выпускник, «отдохнувший и посвежевший», должен не один час плодотворно работать. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в не менее жесткие рамки. Авторы инструкции по ЕГЭ пишут: «Советуем выполнять задания в том порядке, в каком они даны», но при этом предполагают, что ребенок не обязан решить все задачи даже для получения отличной оценки. Что делать ученику, который с самого начала дезориентирован полученным советом решать задачи, которые, может быть, решать и не нужно? При этом недостаток времени приводит к тому, что он пишет работу хуже, чем может. Та же инструкция гласит: «Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу». Ученик сразу ставится в позицию опытного преподавателя или методиста, который сразу может отличить трудную задачу от простой. А готов ли он занять такую позицию?!
Инструктаж определяет рамки: за 240 минут нужно выполнить 27 заданий, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу, в части «А» – крестик, в части «В» – ответ, да не забыть в какой форме, в части «С» – экономить место на решение, из аудитории самому не выходить, только с сопровождающим и так далее. Выпускники, добравшиеся до части «С», сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их решение оставалось уже немного. Выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям, присланным для проверяющих учителей специалистами из высших инстанций. В результате такого инструктирования отдельным выпускникам пришлось оказывать медицинскую помощь – у детей поднималось давление. Так что ни сохранению здоровья, ни психологической разгрузке ЕГЭ в таком виде явно не способствует. Как и то, что следует потом.
Раньше, сдав экзамен за курс средней школы, ученик уже на следующий день знал результаты. Сейчас он не знает их до самого выпускного вечера и чрезвычайно нервничает. А может случиться и по-другому: в этом году в 37 регионов попали некорректные варианты ЕГЭ по математике, когда опечатка обнаружилась в части С, приносящей ребенку наибольшие баллы, а в 21 регион были присланы неверные критерии оценивания части С по биологии, в 30 – по химии. Ну и о какой положительной реакции на введение ЕГЭ может идти речь в такой ситуации?! Все это вызывает лишь изумление, негодование и недоумение.
А теперь самое интересное. Выпускник сдал ЕГЭ, получил сертификат, сделал ксерокопию, отправил в приемные комиссии нескольких вузов и ждет ответы. Так должно быть. На деле – все не так. Родители и дети в некоторые вузы должны были являться лично, там их отводили в сторону и советовали: «Зачем вам мучиться, ждать, поступите или не поступите? 600 долларов – и ваш ребенок зачислен». Чем престижней вуз, тем больше просили – от полутора до четырех с половиной тысяч долларов и даже более. На некоторых факультетах вузов не учитывали ксерокопии сертификатов, даже с большим количеством баллов. Их просто не рассматривали. Так нужен ли ЕГЭ в такой ситуации?! Понятно, не везде так, но паршивая овца известно, что делает со стадом, а недобросовестные люди с прогрессивной идеей.
В результате дети не хотят сдавать ЕГЭ, а учителя – быть его организаторами, потому что эти простые, добросовестные и ответственные люди, от которых требуют выполнения всех инструкций и приказов под страхом уголовной ответственности, испытывают сильное эмоциональное напряжение и отказываются работать даже за плату.
Мы не против реформ, не против ЕГЭ. Мы за то, чтобы были разработаны различные варианты ЕГЭ для базового и профильного уровня обучения, чтобы содержание КИМов соответствовало содержанию действующих учебников и формам контроля за обучением в школе, позволяло применять знания для дачи правильного ответа, а не угадывания одного ответа из четырех, что бы в течение учебного года дети учились, а не готовились лишь к сдаче ЕГЭ, чтобы все вузы принимали сертификаты, а ребенок, отослав ксерокопию этого документа, мог спокойно отдыхать дома в ожидании ответа из вуза. Мы понимаем, что ЕГЭ, проводимый в форме теста да еще совмещающий итоговую аттестацию выпускников со вступительными экзаменами, аккумулирует информацию об уровне и качестве подготовки выпускников образовательных учреждений и позволяет оценить эффективность образовательного процесса, определить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов. В такой форме итоговый контроль был бы как нельзя кстати. Но я хочу напомнить авторам эксперимента слова Николая Ивановича Лобачевского: «Что нам нужно, чтобы добиться успеха? Ничего не уничтожать и совершенствовать имеющееся». Мы – за это.
Татьяна ШИНКАРЕВА, методист Духовщинского района Смоленской области
Комментарии