search
main
0

А напоследок я скажу… Классный час на тему “Всегда живет романс”

Классная комната красиво оформлена: столы накрыты белыми скатертями, на столах зелень из леса в вазах, подсвечники. Все сидят за столами. Гости за отдельным столом. Гаснет свет, зажигаются свечи на столах.

1-й ведущий (под музыку романса): Зарождение русского романса началось во 2-й половине XVIII века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.
Своим происхождением романс обязан русской песне, и вначале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала личные переживания автора.
Романс и семиструнная гитара стали единым целым. Мягкая лирика (этого дуэта) волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к этому жанру, которая сохраняется и в наши дни.
Романс “Калитка” (сл. и муз. А.Обухова). Исполняют ученики 10-го класса…
2-й ведущий: Немного истории. Русский романс оформился как самостоятельный музыкальный жанр лишь в конце XVIII века. В его родословной сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, глубина хоровой музыки, образность и яркость русской речи.
Первые романсы, которые в XVIII веке назывались “российская песня”, определили и основные направления жанра – любовную лирику.
Вместе с развитием поэзии и музыки совершенствовался русский романс, достигший высот в творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки. Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс на стихи А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье” (звучит фрагмент записи). Это произведение напоминает нам исторически подтвержденную поэтическую страницу биографий двух великих людей – поэта и композитора.
Даргомыжский написал на стихи А.С.Пушкина один из своих лучших романсов – “Я вас любил”. Было это почти 150 лет назад.
Романс этот и сегодня звучит, радует слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и нам, людям 90-х XX века, потому что его образы вечны. Бытовой русский романс внес свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств.
Романсы П.И.Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством. Они написаны в 1870 году, когда композитор сам пережил безответную любовь к известной французской певице Дезире Арто, во время ее гастролей по России.
3-й ведущий: В истории художественной жизни России XIX века романсу принадлежит особое место. Благодаря своему камерно-лирическому характеру он оказался созвучным духовному складу русской души.
В вокальном творчестве Варламова, Булахова, Гурилева, Алябьева зазвучали излюбленные русским человеком интонационные обороты, народные напевы их мелодии всегда напоминали о чем-то близком, знакомом и в то же время неуловимо оригинальном. Именно романсы впервые в нашей культуре соединили в себе народно-песенные традиции музыкальным объектом русского дворянства. Наивысшего художественного результата в этом направлении добился Глинка.
Яркий пример этого – “Соловей” Алябьева, “Жаворонок” Глинки (звучат фрагменты записи). Высоким романтическим чувством озарен “Парус” на слова Лермонтова. Всем известный романс Гурилева “Колокольчик”, лирический герой которого одержим тоской, рассказывает суть “высокой печали” путника (исполнение произведения учениками). В этом романсе раскрывается чувство дорожной тоски, необъяснимой грусти, охватывающей всякого путника при встрече с бескрайними просторами родной земли. В романсе Варламова “Красный сарафан” в качестве запева использована мелодия крестьянской песни (звучит фрагмент записи).
Русские романсы первой половины XIX века создавались для того, чтобы будить чувство прекрасного у узкого круга людей, которые встречались в непринужденной обстановке, в кружке, салоне или просто за праздничным столом.
Романс “Не пробуждай воспоминанья” имеет оттенок лирического характера, задушевность, как рассказ самого автора о собственных радостях и муках (исполняет учитель).
Не пробуждай воспоминанья
Минувших дней, минувших дней,
Не возродить былых желаний
В душе моей, в душе моей.

И на меня свой взор опасный
Не устремляй, не устремляй,
Мечтой любви, мечтой
прекрасной
Не увлекай, не увлекай.

Однажды счастье в жизни этой
Вкушаем мы, вкушаем мы,
Святым огнем любви согреты,
Оживлены, оживлены.

Но кто ее огонь священный
Мог погасить, мог погасить,
Тому и жизни незабвенной
Не возвратить, не возвратить.

1-й ведущий: Как больно, милая,
как странно,
Сроднясь с землей, сплетясь
ветвями, –
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.
– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кров не раздвоимы, –
– Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду,
Ты понесешь с собой, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой.
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
– За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.
– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный
дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земные,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредимым.
Романс “Мне нравится, что вы больны не мной” (исполняют ученики).
Романс “Отцвели хризантемы” (исполняет учитель).
В это время на заднем плане демонстрируются слайды: виды поместий, гостиных Петербурга, цветущих хризантем; просматриваются фрагменты из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”).
1-й ведущий: С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них
И каждый раз на век
прощайтесь,
И каждый раз на век
прощайтесь,
И каждый раз на век
прощайтесь,
Когда уходите на миг.
Романс “А напоследок я скажу” (исполняет ученица).
2-й ведущий: Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час.
Когда повеет вдруг весною.
И что-то встрепенется в вас.
Романс “Утро туманное” (исполняет учитель).
3-й ведущий: Романс всегда современен. Каждое новое поколение слушателей и исполнителей как бы “прочитывает” его заново, как классическую новеллу, драму, рассказ.
Романс прошел дорогами гражданской, Великой Отечественной войн. Песни-романсы Шульженко, Утесова любили все.
Романс М.Цветаевой “Как много их упало в эту бездну” (исполняет преподаватель музыкальной школы).
1-й ведущий: Не каждый человек поет на сцене, но в жизни поют все, потому что поет душа. В романсе отражается состояние души, поэтому их так много. Романсы задевают струны души каждого человека.
Романс Окуджавы “Госпожа удача” (поют ученики, подхватывают гости).
Ваше благородие, госпожа
Разлука,
Мы с тобой не встретились,
Вот какая штука.
Письмецо в конверте,
подожди не рви.
Не везет мне в смерти –
Повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа
Чужбина,
Крепко обнимаешь ты, только
не любима.
Девять граммов в сердце,
Прости, не зови.
Не везет мне в смерти –
Повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа
Победа,
Значит, моя песенка до конца
не спета,
Перестаньте, черти, клясться
на крови.
Не везет мне в смерти –
Повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа
Удача,
Для кого ты добрая,
а кому – иначе.
Девять граммов в сердце,
Прости, не зови.
Не везет мне в смерти –
Повезет в любви.
Общение при свете свечей плавно переходит в чаепитие под музыку Свиридова.
Ю.ЯРЫШКИНА,
В.ИВАНОВА,
классные руководители 10-х классов школы N 4
Великие Луки,
Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте