search
main
0

А нам ученико-час нужен!

Наша школа вошла в число первых 125 школ Москвы по реализации пилотного проекта по развитию общего образования. Решение об этом было принято абсолютно осознанно. Главная причина, подтолкнувшая нас к участию в реализации пилотного проекта, – очень четкий анализ состояния дел в нашей школе, осознание болевых точек и возможных путей преодоления проблем, а также понимание того, что никто, кроме самого педагогического коллектива, решить существующие проблемы не сможет.

Прежде чем говорить о некоторых итогах, еще раз следует вернуться к теории. Существует несколько моделей расчета оплаты труда, различающихся способом формирования постоянной части зарплаты учителя в школе. Это модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых внеурочных видов деятельности) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество обучающихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент. Это модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей, на проведение родительских собраний). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя можно утверждать как на уровне школы, так и региона в целом. Ну и третья модель, по которой сейчас работает почти вся Москва, – модель, основанная на ученико-часе, позволяющая при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников, с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты учителя учитывается интенсивность его труда.Практически проработав в пилотном проекте 10 месяцев по третьей модели НСОТ, уже можно подводить некоторые итоги и делать первые выводы. Большинство коллективов школ поняли и приняли расчет новой системы оплаты труда через ученико-час, в настоящее время интенсивно идет апробация расчета по другим структурным категориям персонала. Использование стимулирующей части фонда оплаты труда позволяет поощрять педагогов, качественно выполняющих свою работу, мотивировать на достижение более высоких результатов. У педагогов появляется большая заинтересованность в положительной динамике успеваемости и качества знаний школьников. Возможность самостоятельно распоряжаться выделенной субсидией на выполнение государственного задания расширяет возможности школы по стимулированию педагогов и на другие значимые для учреждения цели. Усиление роли общественного управления школой дает реальную возможность родителям принимать участие в развитии и управлении своим учреждением по всем основным направлениям, а не только по укреплению учебно-материальной базы школы. Новое нормативное подушевое финансирование (оно на самом деле новое, а не только система оплаты труда) заставляет школы участвовать в конкурентной борьбе за каждого ребенка. Создание условий, укрепление учебно-материальной базы, профессионализм преподавательского состава – все влияет на выбор школы, и сегодня в период приема заявлений в первый класс и возможностей электронной записи это особенно ярко видно. В нашей школе проведена большая работа по расчету заработной платы всего персонала. На педагогическом совете в марте 2011 года были разработаны критерии для оценки работы каждого сотрудника, потом их изменяли, вносили корректировки и изменяем до сих пор. С 1 сентября мы приступили к внедрению и апробации нового финансирования и новой системы оплаты труда. Расчет стоимости ученико-часа, оптимизация штатного расписания, введение повышающих коэффициентов – все это было совершенно новым для нас. Оплата труда, основанная на стоимости ученико-часа (он у нас с составил 9,46 рубля), дала возможность произвести четкий формульный расчет стоимости работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа, сбалансировать заработную плату молодых учителей и учителей, имеющих большой стаж работы. Любой расчет по математической формуле наиболее объективен. На перспективу поднимая стоимость этой величины, мы увеличиваем базовую часть заработной платы учителя, что позволяет не только сохранять прежний уровень заработной платы, но и увеличивать ее постоянную базовую часть. Это позволило нам поднять среднюю заработную плату учителей с 43 тыс. рублей до 52 тыс. руб., учебно-вспомогательному персоналу – с 20 тыс. руб. до 29 тыс. руб., младшему обслуживающему персоналу с 15 тыс. руб. до 21 тыс. руб. Повысилась зарплата учителя, и соответственно повысилась зарплата директора школы, так как она напрямую зависит от средней зарплаты педагогического состава. Зарплата директора московской школы становится достойной (средняя зарплата учителя, умноженная на коэффициент до 3), и, думаю, это правильно, так как возрастает уровень ответственности за принятие управленческих, экономических и финансовых решений. На одни весы положена свобода, которой все мы хотели, но не всегда были к ней готовы, а на другие – ответственность, которая не то чтобы пугает, но держит в постоянном тонусе. Кроме этого в результате оптимизации штатного расписания (в нашей школе до 1 сентября 2011 года было 8 заместителей, в настоящее время – 2) увеличилась зона обслуживания, изменился функционал персонала, так как должностные обязанности по управлению школой исполняются в полном объеме. Это в свою очередь позволило поднять заработную плату заместителям и другим штатным сотрудникам. Финансирование, которое мы получаем по нормативу, и дополнительные субсидии дали возможность стимулировать учителей, других сотрудников школы и выплатить большие премии в декабре месяце.Третья модель НСОТ позволяет увеличивать заработную плату двумя способами: за счет пересмотра стоимости ученико-часа (такое решение школа принимает самостоятельно) и стимулирующей части фонда оплаты труда, и мы не хотим, чтобы стройная, налаженная система рухнула. И что еще очень важно подчеркнуть: модернизация в системе нового финансирования и новой оплаты труда по третьей модели имеет такие положительные результаты в связи с реальной величиной норматива и дополнительного финансирования, за что особое спасибо Правительству Москвы и лично мэру Сергею Собянину. В период массового перехода школ Москвы на новое финансирование и новую систему оплаты труда мы считаем, что прежде всего перед нами стоит задача педагогическая – повышение качества образования в целях удовлетворения запросов родителей, общественности и государства и как следствие – повышение зарплаты педагогическим и другим работникам образовательных учреждений. Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте