search
main
0

А на нашем дворе… Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных площадках в дошкольных группах

​Благоустройство территории нашей образовательной организации повлекло за собой реализацию концепции развития предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализована она была благодаря нашему любимому городу – Правительству города Москвы, префектуре Западного административного округа, управе Кунцево.

В соответствии с требованиями дошкольного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Итак, мы поставили себе цель реализовать требования стандарта дошкольного образования при благоустройстве новых площадок.А если мы с вами обратимся к санитарно-эпидемиологическим нормам, предъявляемым к образовательным организациям, то увидим, что наши дошкольники проводят на улице до 4 часов в день. Это почти третья часть от всего времени, проводимого детьми в дошкольных группах, и проходит это время на улице, на прогулочных площадках. Традиционно в дошкольных группах дети гуляют на одной закрепленной за этой группой прогулочной площадке и, как правило, проводят там не один год.В рамках основной образовательной программы дошкольного образования «Озарение» мы реализовали концепцию по благоустройству детских прогулочных площадок, которая была направлена на решение двух основных задач:- создание тематических прогулочных площадок;- использование площадок по технологии «Карусель».При решении первой задачи мы оборудовали такие тематические прогулочные площадки, как «В мире сказок!», «Железнодорожная станция», «Юные спасатели», «Морская фантазия», «Военная академия», «В мире животных».На некоторых площадках малые архитектурные формы оборудованы в одной цветовой гамме – синий, зеленый, красный, что также можно использовать в образовательной деятельности. А творческий коллектив педагогов всегда сможет найти варианты игр, чтобы дети удивлялись снова и снова. Итак, мы решили первую задачу.Вторая задача – использование технологии «Карусель».Технология «Карусель» позволила нам создать мобильную образовательно-развивающую среду при организации прогулок на детских площадках.Группы перемещаются по площадкам в соответствии с графиком, и дети ежемесячно меняют прогулочную зону. Каждый воспитатель использует прогулочные площадки для организации общения и совместной деятельности детей, развивая их социально-коммуникативные, познавательно-речевые, художественно-эстетические и физические способности.Но постепенно в процессе ведения воспитателями образовательной деятельности на новых площадках обнаружился тот факт, что проявления детской инициативы и активности навели воспитателей на мысль смены площадок не по жесткому графику, а по проявлению желаний детей. И у нас появилась еще одна разновидность карусели, в которой воспитатели с детьми могут приходить друг к другу на площадки и меняться ими по необходимости.Почему мы выбрали именно эту технологию? Дело в том, что дети дошкольного возраста усваивают информацию интуитивно-практическим путем. Чтобы что-то запомнить и усвоить, они должны сначала сами это сделать практически. Поэтому на прогулочных площадках воспитатели организуют совместную практическую деятельность детей, а потом в группе они обобщают то, что делали, и таким образом дети усваивают значения новых слов и понятий.На площадках со сказочными персонажами и домашними животными можно реализовывать любые сюжеты из сказок. Например, с детьми второй младшей группы проводятся игры «В стране эльфов», «На бабушкином дворе»; цель – научить детей играть в коллективе, взаимодействовать друг с другом. В таких играх реализуются социально-коммуникативные задачи программы. Используя малые архитектурные формы на площадках, воспитатель вовлекает детей в игровой сюжет.Использовать эту же площадку для детей старшего дошкольного возраста можно, проводя игры-драматизации (например, по сказке «Заюшкина избушка»). Дети совершенствуют коммуникативные навыки через игру, учатся передавать интонации, характер и эмоции сказочных героев.Используя оборудование площадки «В мире животных», воспитатели проводят игру «Айболит». Развивают у детей диалогическую и монологическую речь, воспитывают любовь к природе, интерес к животному миру, дают представления о растительном и животном мире. У детей развивается желание заботиться о братьях наших меньших. Проведенные игры вызвали у детей большой интерес к профессиям врача и ветеринара.На площадке с морской тематикой дети попадают в необыкновенный морской мир. Воспитатели проводят различные игры с детьми на морскую тематику – «Морское путешествие», «Морячки». В процессе игры педагоги обогащают представления детей о морских обитателях, о профессии моряка. Цветовая гамма площадки способствует формированию правильных представлений. Развиваются у детей психические процессы, диалогическая речь, дети составляют описательные рассказы про дельфина, осьминога или кораблик.Используя пространство площадки «Юные спасатели», воспитатели учат детей сложным навыкам профессий спасателя, пожарного, медика. Формы на площадке в ярко-красных тонах. Проводя игры, педагоги расширяют и закрепляют умения и знания детей о работе службы спасения. Педагоги учат детей самостоятельно находить выход из опасной обстановки, ориентироваться в окружающей действительности, а также воспитывают волевые качества характера, желание помогать, умело оказывать первую помощь. Прививают необходимые навыки безопасного поведения в критических ситуациях.На площадке «Железнодорожная станция» воспитатели проводят игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения на железной дороге, воспитывают вежливое отношение детей друг к другу, культуру поведения в общественных местах и транспорте. Большое внимание уделяется развитию социально-коммуникативных навыков.Была организована пространственная среда и на военно-патриотическую тематику. На площадке имеются танк, самолет, военный джип. Площадка имеет выраженный зеленый цвет. На этой площадке воспитатели проводят с детьми военно-патриотическую игру «Зарница», которая способствует воспитанию у дошкольников патриотизма, формированию знаний о военной технике. Педагоги проводят игры, направленные на развитие физических качеств, таких как выносливость, скорость, сила, координация. Развиваются у детей нравственные качества – взаимопомощь, дружба, взаимовыручка.Таким образом, реализация нашей концепции способствует повышению творческой активности педагогов. У детей значительно повысилась познавательная активность, педагог заранее обсуждает с детьми, на какую площадку они пойдут и что будут там делать. Во второй половине дня к проведению таких игр привлекаются родители как полноценные участники образовательного процесса. Все вместе – педагоги, родители и дети – готовят соответствующие атрибуты, подбирают инвентарь.На этом мы не останавливаемся, следующая наша идея – организовать совместные квесты с детьми, родителями и сотрудниками на наших современных ярких прогулочных площадках.Ольга ГОРЛОВА, заместитель директора школы №1584

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте