Воспитание социально активной и ответственной личности школьника, способной к преобразованию действительности на основе освоения содержания программ основного и дополнительного образования, стремящейся достичь вершин индивидуального развития, – основная миссия педагогов Центра образования №1601, где работал учителем музыки Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, советский композитор, дирижер, пианист и педагог Дмитрий Кабалевский.
Наша школа была первой общеобразовательной школой, на базе которой в 1973-1981 годы апробировали художественно-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания. Созданная на ее основе программа по музыке была разработана авторским коллективом лаборатории музыкального обучения НИИ школ МП РСФСР под руководством Дмитрия Кабалевского – в 2005 году состоялось торжественное открытие его мемориальной доски. В 1995 году в школе был открыт мемориальный музей Дмитрия Кабалевского – исследовательский центр по сохранению и развитию культурно-исторических традиций. Ежегодно актив музея проводит экскурсии для учащихся и гостей нашего учебного заведения. В музее проходят встречи с интересными и талантливыми людьми: Иваром Арсеевым – детским композитором, работавшим с Дмитрием Кабалевским, сотрудниками лаборатории Дмитрия Борисовича, его учениками – выпускниками нашей школы, Наумом Осташинским – художником, заслуженным учителем Украины. На протяжении многих лет продолжается творческое сотрудничество с Марией Дмитриевной и Юрием Дмитриевичем Кабалевскими – дочерью и сыном композитора, племянником – пианистом, лауреатом международных конкурсов Василием Щербаковым. Каждый год в день рождения Дмитрия Борисовича проходят академические концерты, организованные совместно руководителями музея-мемориала и музыкальной студии. Каждый концерт – это отдельная страница творчества композитора. В этот день на сцене звучат инструментальные и вокальные сочинения Дмитрия Кабалевского. Яркий пример подвижнической деятельности классика музыкальной педагогики Дмитрия Кабалевского, чье имя носит музыкальная студия, свидетельствует о том, что образование есть не только процесс передачи культурного опыта от поколения к поколению, но и процесс активного соучастия в формировании и развитии современного и будущего культурного творчества. Дмитрий Борисович стремился объединить в сознании детей музыку, живопись и литературу, решая важную проблему интеграции содержания гуманитарно-эстетического образования. Дмитрий Кабалевский говорил: «…развивая формы приобщения детей к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное восприятие музыки».С 1998 года в школе идет обучение по программе углубленного изучения музыки. Применение новых педагогических технологий и методик обучения, повышение профессионального уровня педагогов-музыкантов способствовали созданию эстетической среды, в которой формируют глубокие и содержательные отношения между детьми, родителями и учителями. Предметом инновационной деятельности стала разработка и апробация программы интеграции содержания общего и дополнительного музыкально-эстетического образования. В процессе обучения музыке интенсивно развиваются творческие задатки детей, ассоциативно-образное мышление, воображение, фантазия. Образовательные программы в классах с углубленным изучением музыки стали способом ранней профилизации обучающихся по музыкальным дисциплинам. Музыкальная студия – особая среда в системе дополнительного образования Центра образования. Практическая и исследовательская работа музыкальной студии – неустанный поиск новых технологий образования и воспитания детей, обращение к наиболее перспективным методам художественной педагогики, способам взаимодействия педагога и обучающегося, естественного высвобождения и развития творческих способностей ребенка. Педагоги создают среду эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, используют различные формы, методы и средства воспитательной работы, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения. По итогам полугодия каждый педагог студии проводит тематический отчетный класс-концерт, на котором присутствуют родители и педагоги.Дети и педагоги участвуют в концертных программах города и округа, организованных Северным окружным управлением образования и Департаментом образования Москвы. Неоднократно учащиеся и педагоги музыкальной студии демонстрировали свое мастерство в концертных залах Международного дома музыки, Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Михаила Глинки, Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, Дома композиторов, Московского городского Дома учителя. Инновационную деятельность музыкально-эстетической студии, в которой соединены управленческая практика, проектные идеи ученых, творческая работа учителей, педагогов дополнительного образования и детей, реализует научно-координационный совет учреждения.Разнообразие деятельности (учебной, игровой, эстетической) создает условия для раскрытия способностей, развития склонностей и творческого потенциала учащихся. Дополнительное образование по художественно-эстетическому, научно-техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному, культурологическому направлениям у нас получают 90% школьников, причем у каждого учащегося есть возможность выбрать объединение по его желанию. Наша программа воспитывающей деятельности построена на основе научно-педагогической концепции гуманизации образования, результатов мониторинга качества образовательной деятельности и отражает основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой огромное внимание уделено поддержке талантливых детей. В Центре образования формируют такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить, у нас выстроена система поддержки талантливых детей, создана среда для проявления и развития способностей каждого ребенка. Учащиеся музыкальной студии – многократные победители московских, российских и международных конкурсов. Солисты, хор, вокальные и инструментальные ансамбли – лауреаты и дипломанты фестивалей-конкурсов. Окружных – «Северные звездочки», «Северные созвездия», «Эстафета искусств», «Я люблю тебя, Россия!»; городских – «Арт-резонанс-синтез», «Волшебная лира», «Музыка XX века», «Музыкальное содружество»; всероссийских – «Природа и мы», «Электронная радуга», «Таланты нового века»; международных – «Улыбка мира», «Талисман удачи», «Дебют», «Конкорд», «Бегущая по волнам», Открытый международный конкурс имени Дмитрия Кабалевского.В исполнительских конкурсах окружного уровня только в 2012-2013 учебном году приняли участие 42 школьника, из них 36 получили звания лауреатов и дипломантов конкурса. 80 участников были награждены дипломами и грамотами победителей городских, всероссийских и международных конкурсов. 26 благодарственных писем были вручены педагогам и концертмейстерам студии за высокий профессионализм в подготовке молодых исполнителей для участия в конкурсе.С 2005 года в Центре образования мы реализуем инновационный проект «Семейная филармония культуры, искусства, творчества», чтобы организовать культурный досуг для семьи, стимулировать взаимодействие обучающихся и их родителей в процессе активного ознакомления с творчеством великих композиторов, с памятными датами и событиями в области культуры и искусства. Мы стремимся выявить художественно-эстетические склонности детей и их родителей, привлекаем их к участию в лекциях-концертах, формируем позитивное отношение семьи к концертной деятельности детей, развиваем познавательно-просветительские интересы школьников, направленные на мотивацию учебной деятельности. Проект имеет ярко выраженную культурологическую направленность, позволяет как раскрывать в процессе концертно-просветительской деятельности духовно-нравственный потенциал разнообразных явлений культуры и искусства, так и формировать эстетический вкус, эстетические потребности, эстетические взгляды и оценки детей и их родителей. Совместные встречи учащихся, педагогов, родителей могут создавать благоприятную почву для формирования культурной среды в школе, семье, стимулировать развитие потребности в посещении концертов, выставок, спектаклей, музеев.За прошедший период были реализованы 27 абонементных концертно-просветительских программ, которые всегда вызывают большой интерес у наших слушателей. На каждом концерте бывает 100-120 зрителей. В лекциях интегрируется содержание музыкальной культуры, раскрываются различные виды искусства, формы художественно-эстетической деятельности детей и родителей, демонстрируется исполнительское, художественное, литературное творчество, театрализация, владение компьютерными технологиями. Они выстраиваются так, чтобы дать возможность слушателям поучаствовать в беседе, ответить на вопрос, высказать свое мнение.Творческие встречи проходят с определенной периодичностью – раз в четверть. Тематика их разнообразна: «Золотые россыпи романса», «И музыка оставит след в душе», «Удивительная история флейты», «Рождение фортепиано», «Венские классики», «Малые жанры и формы», «Картины природы в музыкальных произведениях», «У храма Мельпомены», «Сказка в музыке». В концертной части лектория принимают участие педагоги, учащиеся музыкальной студии, наши гости – профессиональные музыканты, лауреаты и дипломанты международных конкурсов. Проведено четыре лектория, организованных совместно с концертным агентством «Гармония», которым руководят Нина и Юргис Челкаускас – родители нашей ученицы 3-го «Б» класса. Это были увлекательные музыкальные путешествия в сказочные страны балета и оперы, где самое непосредственное участие принимали наши юные слушатели.По инициативе педагогического коллектива нашего Центра образования и при поддержке префектуры САО и Северного окружного управления образования в 2008 году был учрежден международный конкурс имени Дмитрия Кабалевского. Этот проект – результат многолетней работы по улучшению качества художественно-эстетического образования в процессе интеграции содержания программ основного и дополнительного образования. В пяти ежегодных конкурсах приняли участие более 1500 ребят из музыкальных студий, музыкальных школ и школ искусств, студентов средних специальных и высших учебных заведений города Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, ближнего и дальнего зарубежья. Особое внимание заслуживает номинация «Семейное музицирование», в которой принимают участие дети и родители. Возглавляет жюри конкурса племянник Дмитрия Кабалевского, талантливый пианист, кандидат педагогических наук, профессор, общественный деятель Василий Щербаков.Деятельность музыкальной студии имени Дмитрия Кабалевского расширяет знания и навыки школьников в сфере художественно-эстетического образования, раскрывает горизонты их духовно-нравственного развития. Ежегодно весной в различных объединениях дополнительного образования Центра образования проходят открытые мероприятия. Большим праздничным концертом подводит в мае итоги учебного года музыкальная студия имени Дмитрия Кабалевского. В концерте принимают участие солисты, инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые коллективы. В торжественной обстановке на отчетном концерте вручаются свидетельства об окончании студии выпускникам. Получив свидетельство, многие ребята продолжают занятия музыкой, совершенствуют полученные исполнительские навыки, осваивают другие музыкальные инструменты, выступают в концертных программах.По итогам 2011-2012 учебного года коллектив студии имени Дмитрия Кабалевского стал победителем ежегодного конкурса «Творческий коллектив года», а заместитель директора по дополнительному образованию, руководитель хора «Росинка» музыкальной студии Татьяна Пестова и учитель музыки, педагог дополнительного образования музыкальной студии объединения «Эстрадное пение» Марина Вучкович – лауреатами премии Москвы в области образования. В апреле 2012 года приказом Министерства образования и науки «За высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества» музыкальной студии было присвоено звание «Образцовый детский коллектив». В октябре 2012 года Центру образования был присужден грант мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников и студентов в номинации «Инструментальное исполнительство». На получение гранта были представлены достижения педагогов музыкальной студии инструментального отделения, проект «Семейная филармония культуры, искусства, творчества».Елена КОЗЫРЕВА,директор Центра образования №1601, доктор педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, почетный работник общего образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы» и премии мэра Москвы в сфере образования;Татьяна ПЕСТОВА,педагог-организатор, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии мэра Москвы в области образования;Евгения ЕРШОВА,педагог-организатор, руководитель музыкальной студии им. Дмитрия Кабалевского
Комментарии