Не только московские школы, но и учреждения дополнительного образования часто находят неожиданные эффективные пути решения задач патриотического воспитания молодежи. Один из ярких примеров – образовательная деятельность детской музыкально-хоровой школы «Радость», в которой программы художественно-эстетической и военно-патриотической направленности с некоторых пор органично дополняют друг друга.
Не случайно именно коллектив хоровой школы поставил перед собой задачу соединить эстетические и гражданско-патриотические идеалы в учебно-воспитательной работе, ведь хоровое пение, как никакой другой вид музыкально-творческой деятельности, имеет ярко выраженную этическую и социальную окраску. На протяжении своей 30-летней истории «Радость» активно пропагандировала лучшие образцы патриотической песни, в особенности замечательное песенное наследие советской поры, отразившее героический дух роковых сороковых, всенародный подвиг военного поколения. В самом деле, что, как не песня, дает нам ощутить дух народного единения, определивший в конечном счете победный исход той великой войны!Мелодии военных песен повели творческий коллектив «Радости» дальше, к более глубокому и вдумчивому – сопричастному – осмыслению событий Великой Отечественной. Накануне 60-летнего юбилея Победы в школе родился необычный образовательный проект: решено было подготовить экспозицию, рассказывающую о жизни людей творческих профессий в годы войны, о деятельности концертных фронтовых бригад. Инициативу подхватили и педагоги, и воспитанники, и родители. Несколько месяцев всем миром собирали экспонаты и материалы. Правда, приоритет был отдан инициативам самих учащихся – проект получил название «Дети собирают музей». Его первоначальная концепция дополнилась творческими работами воспитанников школы – изобразительными и даже музыкальными, целые коллекции экспонатов, подаренных учащимися школе, наглядно представляли истории их семей в годы войны. Даже дошкольники из подготовительного отделения «Радости» собрали материалы, рассказывающие об участии их прабабушек и прадедушек в жизни страны на фронте и в тылу.Не менее интересным направлением совместной работы педагогов и учащихся стали встречи с ветеранами. Корреспондентам школьной газеты «Радость» удалось взять интервью у композиторов, художников, писателей, которые были участниками и свидетелями событий военных лет: Юрия Бондарева, Тихона Хренникова, Андрея Эшпая, Мераба Парцхаладзе, Григория Фрида, Бориса Диева, Бориса Неменского, Виктора Дмитриевского. Коллективы «Радости» стали приглашать в школу ветеранов родного Северного округа. Появилась возможность задать вопросы летчику Герою Российской Федерации Борису Карасеву, заслуженному деятелю науки РСФСР Георгию Автандилову, кавалеру двух орденов Александра Невского Владимиру Баженову. Эти встречи пополнили экспозицию уникальными экспонатами, и вскоре стало ясно, что в школе появилась не просто тематическая экспозиция, но настоящий музей – музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!».За прошедшие годы фонды школьного музея выросли в десятки раз. Сегодня они насчитывают более 1,5 тысячи экспонатов, среди которых есть в полном смысле слова уникальные. Ветераны Великой Отечественной войны – генерал-майор, участник Парада Победы Степан Гижицкий, генерал-полковник Геннадий Средин, генерал-майор, командир 13 Гвардейской военной дивизии в годы войны Алексей Редченко, морской офицер, председатель Совета ветеранов района Коптево Александр Чуканов, высоко оценив воспитательный потенциал музея, стали передавать ему в дар свои личные вещи. «Радость» стала крупнейшим центром патриотической работы со школьниками в Москве, проводящим тематические встречи и круглые столы с участием ветеранов, активно развивающим деятельность молодежных патриотических клубов. Участие в работе по расширению музейных коллекций нацеливает ребят на изучение истории своих семей, создание творческих работ в разных жанрах. Через эмоциональное переживание и личное осмысление исторических событий воспитанники формируют свою гражданскую и нравственную позицию, определяют вектор творческой деятельности, ведь в искусстве особенно важна этическая составляющая, наделяющая тем или иным содержанием художественный образ.В процессе оформления помещения музея в новом здании школы на Михалковской улице, куда «Радость» переехала в 2008 году, в нем были созданы диорама танкового сражения под Прохоровкой (фрагмент боя 12 июля 1943 года с предметным планом из музейных экспонатов той поры), макет солдатской землянки в натуральную величину. Сегодня это помогает использовать в ходе экскурсий элементы театрализации, интерактивные методики, игровые приемы. Здесь, в музее, учащиеся получают возможность сделать фотографии экспонатов для дальнейшей творческой работы, представить себя на месте бойца, который пишет письмо домой или слушает песни под патефон в солдатской землянке.Тематика экспозиций музея «А музы не молчат!» достаточно разнообразна: «Концертные фронтовые бригады», «Внуки Победы – детям Победы!» (архивные материалы, собранные учащимися ДМХШ «Радость» о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны), «О подвиге, о доблести, о славе!» (книги, посвященные военной тематике), «Жди меня!» (фронтовые фотографии, открытки и письма с фронта), «Благодарим, солдаты, вас!» (выпуски школьной газеты «Радость» разных лет, посвященные военной тематике).Музей проводит тематические экскурсии «Я сердцем вижу вас!», «Под звон орденов», «Нам нужна одна Победа», «Подвигу защитников Москвы жить в веках!», «Истории фронтовых писем», «Истоки Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Органичным дополнением к экскурсиям служат коллективные просмотры художественных кинофильмов о Великой Отечественной войне, викторины, творческие конкурсы на лучшее музыкальное сочинение, стихотворение, рисунок, рассказ.Неотъемлемая часть работы музея «А музы не молчат!» – концерты, которые в знак уважения и благодарности учащиеся и педагоги готовят для ветеранов.В последнее время музей «А музы не молчат!» ежегодно проводит около 200 экскурсий для учащихся столичных общеобразовательных учреждений, деятельно сотрудничает с Московским городским советом ветеранов, его окружными и районными организациями. За время существования музея его посетили около 400 тысяч человек.Некоторые фронтовики, с которыми тесно сотрудничала школа, ушли из жизни в последние годы. Память об этих встречах с ребятами теперь особенно бережно хранит школьный музей – недавние, казалось бы, события, ставшие частью истории фронтового поколения, заставляют с особым трепетом всматриваться в еще не успевшие пожелтеть фотографии.Память о той великой войне – это, конечно, память сердца. Хранит ее живое человеческое участие, сквозящее в живых голосах свидетелей, в звуках музыкальных произведений, картинах, литературных и кинематографических памятниках. Им более чем кому бы то ни было дано возрождать эту память в новых поколениях, из года в год дарить радость Великой Победы. Так что действительно – не молчат музы!
Комментарии