search
main
0

А можно мне пропеть стихи? Взгляд

За моими плечами более полувека учительской работы, из них сорок – директором. Cамым важным для меня и педагогов всегда был интерес школьников к учебе. Горько слышать от нынешних учеников уже в ноябре: «Как мы устали!» или «Как всё надоело!». А ведь учебный год еще только начался. Раньше, например, не было отбоя от ребят, желающих участвовать в театральном кружке, в школьных спектаклях. Конечно, и теперь есть участники, но они постоянно заняты то подготовкой к ЕГЭ, то пробными экзаменами. Я с трудом нахожу время для репетиций с ними.

Те прежние экзамены не вызывали у ребят стрессовых ситуаций. А главное, они помогали обучению. Мы учили школьников анализировать свои ошибки, чтобы их не повторять. Ныне же выпускники, получив желанный «зачет» (или «незачет») за экзаменационное сочинение, остаются в неведении и о своих ошибках, и удачах, ведь их работы проверяют учителя других школ – конспирация! Помню, на одной из учительских конференций заведующий Калининградским облоно В.Н.Шамардин, обсуждая с учителями вопрос о качестве литературных знаний школьников, предложил школам ввести устный экзамен по литературе в старших классах. Некоторые тогда возражали якобы из-за лишних нагрузок на учеников и учителей.  Наш Правдинский район пошел на этот эксперимент, но не с целью угодить начальству. Исходя из прошлого опыта, мы предвидели пользу устных экзаменов, которые заставят ребят больше читать, рассуждать, рассказывать… У меня тогда было два девятых класса, один из которых (тот, что слабее) мы и определили для эксперимента. К нашей радости, на совместном с родителями собрании старшеклассники поддержали нас, поняли наши мотивы, добавив к словам о пользе экзамена и мысль о том, что им хочется доказать школе, что они, 9-й «А» класс, не хуже, не слабее 9-го «Б». Обдумав и обсудив все «за» и «против», мы ввели тогда устный экзамен по литературе в одном 9-м классе, оставив в другом письменное сочинение.  На экзамены приехала методист областного Института усовершенствования учителей С.Н.Голубова, требовательный, знающий специалист. С сочинением 9-й «Б» справился неплохо, а вот результаты 9-го «А» класса приятно удивили. Ребята отвечали уверенно, опирались на прочитанные произведения, неплохо читали наизусть. Во время экзамена я, естественно, волновалась за ребят и тайком поглядывала на выражение лица методиста, вроде довольна. А когда экзамен закончился, Светлана Николаевна сказала: «Спасибо! Теперь есть что сказать на конференции. Мы и вы на правильном пути в эксперименте». Добавлю к этому, что в следующем году 65 процентов выпускников 10-го «А» сдали экзамен по литературе на «5» и «4».  Конечно, в те годы на устных экзаменах бывали казусы, вызывавшие у нас улыбки. Об одном из них напомнили недавно две милые бывшие выпускницы тех лет, навестившие меня. Мы пили чай и вспоминали уроки поэзии и пение под гитару. В тот день нам опять захотелось попеть, я взяла старую семиструнку, и мы запели. Вдруг гостьи засмеялись: «Мы вспомнили наш экзамен по литературе и Валерку Слесарева. Неужели вы забыли?»Да разве такое забудешь?! На том экзамене Валерий бойко отвечал на первый вопрос билета, а когда подошел к лирике Сергея Есенина, попросил: «А можно мне пропеть стихи? Я без мелодии их хуже помню». Мы растерялись, возникла неловкая пауза, но директор школы Павел Иванович, как председатель экзаменационной комиссии, скомандовал: «Пой, Валера!» И юноша пропел вполголоса, но вполне серьезно «Отговорила роща золотая»  и «Письмо матери». Растроганные члены комиссии единодушно поставили Валерию «5». Пишу свои воспоминания о прошлых экзаменах вовсе не из-за ностальгии. Читая «Учительскую газету», с которой не расстаюсь даже на пенсии, я радуюсь, что она, невзирая на ярых защитников ЕГЭ и других инноваций, публикует материалы, заставляющие педагогов думать, сопоставлять нынешние вопросы образования с прошлыми, а значит, помогает учителям и детям. Спасибо ей за это!Правдинск, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте