search
main
0

А может, точка невозврата уже пройдена? Актуально

С интересом слежу за публикациями «УГ» на темы, волнующие всех учителей. Одна из них – решение вернуть сочинение по литературе в список обязательных выпускных экзаменов. Сначала был готов аплодировать: «Ну наконец-то!» А потом возникло множество вопросов. Да не осудят сейчас меня словесники за то, что я, будучи учителем английского языка, лезу не в свою сферу! Имею некоторые аргументы для обоснования своей личной заинтересованности. Готовя в последние годы старшеклассников к написанию на английском языке задания С2 ЕГЭ «Письменное высказывание с элементами рассуждения», я всегда начинал с вопроса: «Что бы ты мог рассказать по заданной теме на русском языке?» Ребята улыбались и спокойно отвечали примерно одно и то же: «А мы теперь не пишем сочинения».

В свое время, будучи учителем начальных классов, я учил ребят писать сочинения по группе сюжетных картинок. Да, порой это были просто сочинения-описания. Но проверяя их дома, я, случалось, наталкивался на мини-шедевры юных авторов. Редко, но писали мы и сочинения без «вспомогательной зрительной основы». В каждом моем начальном классе – а их было шесть – не менее трети ребят читали дома не только учебники, но и детскую художественную литературу.  Приняв когда-то решение уйти из начальной школы и вернуться к своей первой специальности учителя английского и французского языков, я в течение трех лет вел уроки русского языка и литературы в своем и параллельном классах. Директор школы не имела возможности загрузить меня английским на полную ставку. Я тогда находился на грани принятия решения получить заочно уже третью педагогическую специальность. Наверное, главная причина такого намерения была в том, что я не хотел терять глубокого, человеческого контакта со своими учениками, который возник у меня за время общения с ними в начальной школе. Знал, что, ведя английский язык у половины учеников своего класса, я теряю возможность влиять на развитие их характеров. Не надо никому доказывать, что филолог, знакомящий ребят с шедеврами литературы, обсуждающий с ними характеры, поступки и жизнь героев, часто оказывает решающее влияние на судьбы самих учеников.Я просто не могу представить себе, чтобы у кого-то из наших лучших отечественных прозаиков и поэтов в школе были плохие учителя русского языка и литературы. И наоборот, когда я сегодня слышу откровенно глупые или неграмотные речи некоторых наших депутатов, я понимаю, что при встрече с их школьными преподавателями родной словесности я бы не подал тем руки. О проведенном «сверху» сокращении количества часов на русский язык и литературу словесники достаточно резко высказывались на педсоветах, но ничего уже не могли изменить. Полагаю, что, вводя «то ли изложение, то ли сочинение», авторы сразу убивали двух зайцев. Во-первых, они объяснили учителям, что тем не следует напрягаться в стремлении научить детей писать интересные самобытные сочинения с развернутым высказыванием собственной точки зрения. А всего-то нужно лишь научить подопечных подстраиваться под чужое мнение и чужие выводы. А во-вторых, как мне кажется, реформаторы просто попытались войти в положение постоянно растущей группы тех учеников, которые, крепко подсев на разнообразные компьютерные развлечения, испытывают к художественной книжке если не отвращение, то уж точно безразличие. А теперь я бы хотел «поблагодарить» другого нашего высокого лидера. Лишь только он несколько лет назад заикнулся о важности компьютеризации школ в России, как ИКТ стал сразу главным предметом. Навык хорошего владения компьютером был объявлен самым важным и для школьников, и для учителей. Соответственно умение писать хорошее сочинение, ярко выражать свои мысли и чувства на письме если и не было предано анафеме, то уж точно ушло на …надцатое место. А теперь выходит, что полноценное сочинение возвратится в школы. А как быть с тем, что в школу уже пришли выпускники пединститутов, которых учили писать сочинение именно в той, «элементарной», форме? Кто и где будет их переучивать? Впрочем, есть и другие серьезные проблемы. Насколько я знаю, пусть меня поправят, если не так, но фонд художественной литературы в школьных библиотеках в последние годы сократился в разы. Причиной этого является обозначившееся ослабление внимания к литературе и родному языку со стороны родного министерства. Сокращение количества часов тому подтверждение. Далее, много ли у нас сейчас семей, в которых есть пусть не книжный шкаф с двумя сотнями художественных книжек, а хотя бы две полки с книгами? За последнее время мы, взрослые, сами потеряли вкус и тягу к серьезному чтению и ханжески удивляемся тому, что наши электронно осовремененные дети и внуки не любят читать. Как-то странно все это…Или я не прав?Ессентуки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте