Проект «Школьный театр» вошел в мою учительскую жизнь как-то внезапно, быстро и, как тогда казалось, не вовремя… Три выпускных класса с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, заботы классного руководителя, любимая перечитываемая перед уроками классика Толстого и Достоевского… И вдруг: «Поздравляем! У нас в школе будет театр!»
Учителя, особенно русского языка и литературы, никогда не сдаются! Чтобы не разреветься, пришлось придумывать сказку… И не поверите! «Заработало!» – как сказал бы герой книги Астрид Линдгрен Карлсон или Матроскин из мультика про Простоквашино. Пространство закрутилось, идеи появлялись одна за другой, и повседневная нелегкая жизнь учителя наполнилась радугой мыслей, помогающих преодолеть заботы, временные трудности и даже страх наступающего единого экзамена. Театр нужен был школе, как и сказки, написанные вовремя. Директор школы вдохновленно выслушивала идеи, росчерком пера помогала заказывать костюмы, верила в нас и не уставала повторять: «У вас все получится!»
Выбирая тему будущего спектакля, руководствовалась разным. Вспоминала, например, Гоголя, пришедшего к Александру Сергеевичу за идеей для «Ревизора», советовалась с детьми, улыбалась находкам, соединяя все в цепочку планов и надежд. Так появился «Вовка в Лукоморье». Этот спектакль создан на основе жизненного опыта знаменитых людей: по мотивам стихотворения Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…» и сказки Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Также в основу постановки положены произведения сценаристов детских фильмов советского периода и личные фантазии автора. Премьера состоялась в декабре 2022 года.
Начиная работать с новым коллективом, мы делали акцент на возрастных и индивидуальных желаниях ребят, так как у нас в коллективе появилась разновозрастная группа с 5‑го по 11‑й класс. Конечно, пришлось учитывать желания и проблемы каждого, понимая, что же актеры-дети хотят показать на сцене. Всегда важно учитывать желание участников и вопросы, которые они готовы решать, посредством участия в театральном представлении.
Когда мы выбирали тему первого спектакля, понимали, что спектакль непременно должен быть детско-юношеским. Какие вопросы волнуют пятиклассников и одиннадцатиклассников одновременно, чего они желают больше всего? Конечно, оценки и выбор дальнейшего пути. Поэтому корень спектакля составлен по образу и подобию лучших авторов, естественно, А.С.Пушкин в основе как связующее звено между прошлым и будущим. Это добрая детско-юношеская сказка, заставляющая задуматься и взрослых. Про мальчика, который оказался один со своими мыслями и сомнениями, однако встретил по пути себя самого и друзей в образе сказочных героев, которые помогли ему разобраться в происходящем и принять правильное решение. Такой вариант альтернативы возвращения в потерянное время, чтобы изменить будущее в лучшую сторону.
Спектакль поставлен в жанре сказки-были (то есть сказки, которая имеет в основе реальные события прошлого и настоящего).
Конфликт между принятием решений, желаниями и действиями, способными изменить многое: события и образы по пути героя не случайны – это возможность понять, как потерянное время в настоящем может повлиять на будущее. Герой, вступая во внутренний конфликт с самим собой, осознает в финале, что в его руках и мыслях сосредоточено счастливое и доброе в грядущей жизни всех участников происходящего.
Место действия пьесы – реальный мир, переходящий в сказочное пространство, где живут герои сказок А.С.Пушкина. Это лукоморье, где все невозможное возможно! Переключения между событиями, с которыми сталкивается герой, очень лаконичные, и зрителю приходится решать, происходит все ими увиденное на самом деле или это сказка… А может, это просто сон или фантазия, реалистично-фантастическая история на ночь… Во всем разберется благодарный зритель, придумав продолжение и радостный финал.
Художественное решение спектакля сформулировано таким образом, что зритель не может сразу определить главных героев и основную идею. В качестве декораций использовали все подручные средства, дети самостоятельно готовили образное решение своего костюма, ребята разного возраста участвовали в изготовлении реквизита и таким образом созидали и вносили свое видение в пространство режиссерского видения. Костюмы закуплены школой, однако многое создавалось своими руками, идеями и мыслью с помощью других людей, не случайно пришедших в мир нашей сказки. Музыкальное оформление и презентация являются составляющими спектакля, где каждый ощущает себя частью сильной и большой команды, в которой все за одного!
Наш театр еще очень молодой, и хотя некоторые из героев уже окончили школу, им на смену приходят новые ученики-театралы. Сказка продолжает жить, давая надежду на новое, лучшее и неизведанное. Появился капустник-инсценировка басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей». А в проекте у нас еще много-много замыслов – это и «Королева-лягушка», и «Крылатый корабль», и новое видение классики школьной программы. Хочется пожелать всем, включая наш творческий коллектив любимой школы №1150, сказочных идей и лирической доброты. Школа – это то место, где закладываются основы прекрасного и созидательного будущего, наполненного знаниями и творческими находками. В добрый путь, «Лира»!
Татьяна ЛИСУН, учитель русского языка и литературы, руководитель театра «Лира» школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского
Комментарии
Дарья КРУЖАЛЕНКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1912 имени Бауыржана Момышулы:
– Стать воспитанным, эрудированным, умным человеком современному школьнику помогают не только аудиторные занятия, не только работа с цифровыми сервисами МЭШ, но и посещение городских культурных мероприятий. Сегодня ребятам доступно множество театральных проектов, участие в которых позволяет лучше узнать историю, традиции, культуру России и всего мира. Театр – пространство, соприкоснувшись с которым всегда чувствуешь, что становишься другим. Посещая разные спектакли, духовно обогащаешься, находишь ответы на сложные вопросы. Театр современному подростку помогает понять мир вокруг него и самого себя.
Важно не просто создавать свое, но и видеть, слышать, понимать высокое искусство признанных художников театральной сцены, учиться у них. «Школьная классика» – фестиваль, который вот уже шестой год проходит в Москве и Санкт-Петербурге. На это мероприятие театры разных регионов России привозят свои постановки, которые идут на русском и английском языках.
В этом году ученики школы №1912 в рамках фестиваля успели побывать во вновь открывшемся после длительной реставрации Театре эстрады на постановке Свердловского академического театра драмы, увидели классическую версию «Отцов и детей» с неклассическими акцентами. Никто не остался равнодушным, было много споров, обсуждений. Ценно, что после просмотра ребята смогли задать свои вопросы актерам, занятым в спектакле, и организаторам фестиваля. Театр – это всегда неожиданно, всегда немного про нас самих. Появились новые идеи для воплощения на школьной сцене.
Может ли сценическая версия незабвенной классики заменить собственное прочтение? Однозначно не может. И ребята в этом убедились в очередной раз. Читая, воспринимаешь по-своему, рисуешь образы без влияния извне. На сцене видишь режиссерскую версию. Близка она или нет твоему пониманию – всегда вопрос, повод для обсуждения.
Театр учит понимать прекрасное, создавать его, формировать собственный взгляд на конкретные события, мыслить критически. И конечно же, учит ребят ценить великое наследие русского искусства, не забывать, что культурный код нашей страны в каждом из нас.
Ирина ЧУХАРКИНА, учитель русского языка и литературы школы №618:
– В школе №618 живет маленький театр «Пель и Мень». Это уникальное содружество детей, учителей и родителей. Школьный театр – это как пробный пьедестал, трамплин для юных талантов, которые мы раскрываем в своих учениках.
В театр ребята приходят себя показать и других посмотреть, а в итоге, включаясь в постановки, лучше понимают себя и других, видят себя со стороны, учатся работать в команде. Все это прокачивает эмоциональный интеллект ребенка, он становится богаче. Каждый может внести посильный вклад в работу театра.
Театр – это не только актеры, но и дизайнеры, декораторы, звукорежиссеры, танцоры и сценаристы. Каждый учащийся может найти свое место. Все работают на общее дело, которое объединяет всех. Мы сейчас строим большие планы по развитию нашего театра.
Конечно же, нельзя забывать, что у школьного театра особый репертуар. Он направлен на воспитание и образование учащихся, чтобы учиться было интереснее. Любой урок литературы мы превращаем в маленький урок по ораторскому искусству или целый театральный батл между героями произведений. Но интересен и другой урок, на котором внезапно появляется царь или мумия, профессор Эйнштейн или модный дизайнер из Франции. Сыграть их не так-то просто! А научить правильно вести себя на переменках может сама Мальвина. И это здорово!
При проведении различных мероприятий юные актеры проявляют свои таланты. Они создают атмосферу. Вы замечали, что дети с радостью играют для детей? Театр незаменим во внешкольной деятельности, он может вписаться во все сферы образовательного пространства, создав там островок безопасности, комфорта и свободы. Здесь у детей есть возможность проявить себя независимо от знаний и возраста и увидеть результат работы, получив обратную связь от сверстников и взрослых. Мы готовы принимать в свое сообщество новых героев и юных помощников. Ведь мы только начинаем, а начинать страшно. Но мы верим в успех нашего коллектива! И мы, театралы «Пеля и Меня», готовы радовать наших педагогов, учащихся и их родителей своим творчеством в будущем.
Комментарии