Прошел очередной учебный год, который не был легким ни для тех, кто принял наш город, ни для тех, кто работал и работает в образовании. Думаю, всем педагогам и управленцам понятно, почему. Прошедший учебный год задавал нам формат, определенный регламент работы по различным направлениям нашей деятельности, по реализации тех задач, которые сформированы в проекте программы «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы». Сегодня я уже могу сделать некоторые выводы о том, как мы отработали прошлый учебный год (в ЮАО их сделали окружные советы директоров школ и заведующих детскими садами).
Мы сформулировали три основных вывода по итогам прошедшего учебного года.
Первый – мы все осознали: то, что написано для всех регионов РФ, это прописано и для Москвы тоже.
Второй – те перемены, которые сейчас происходят в наших образовательных учреждениях, не позволяют отдельным руководителям даже упоминать о тех наградах, которые они имеют, а некоторым педагогическим коллективам, исходя из совершенно другого угла зрения, уже вести себя скромнее и не все награды выставлять.
Третий – я прекрасно помню, как Правительство Москвы приняло программу «Столичное образование-5», тогда на вопрос «Чем будет отличаться эта программа от всех предыдущих?» нам было сказано: «Задача программы «Столичное образование-5» – сделать так, чтобы все то лучшее, что есть в образовательных учреждениях Москвы, тиражировать во все другие учреждения!» Мне кажется, что, наверное, задача нашей новой программы «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы» («Столичное образование») в этом смысле остается по формулировке той же, но угол зрения на все это становится острее.
Любая программа – это сроки и средства. Сроки в программе названы, средства на ее реализацию предусмотрены. Немаловажный фактор в реализации любой программы – это настроение людей, тонус, понимание того, что мы делаем, что мы хотим получить, какой дорогой мы идем.
Для более точного нацеливания на выполнение задач программы на 2012-2016 годы нужно сделать попытку расчистить нашу «территорию», освободиться от того, что мешает нам работать, осложняет работу и управленческого аппарата, и структурных подразделений окружных управлений образования. Может быть, это тот самый «ил», который накопился, и нужно приложить усилия, чтобы убрать его как ненужный.
Какие есть на этот счет предложения, реализация которых абсолютно не связана ни с финансами, ни с организационными усилиями, но после этого, думаю, нам всем станет работать чуть проще?
Первое – есть необходимость вернуться к перечню тех общественно значимых мероприятий, которые Москва утверждает на год под соответствующее финансирование и участие в которых достаточно плотно принимает система образования. Поскольку многие департаменты предполагают строить и реализовывать свои планы на нашем совместном московском ресурсе, тук нужно сообща установить некоторые правила. Мне кажется, что за многие годы уже накопилась некая усталость, и не только от тематики, которую нам предлагают в этих общественно значимых мероприятиях, но и от форм их проведения – они уже давно перестали иметь хоть какой-то коэффициент полезного действия. Это проблема межведомственная, бесспорно, тут нужно уже включаться и руководителям разных департаментов, вероятно, тогда все вместе мы сможем сделать что-то полезное. У нас в этом отношении есть некоторый опыт, мы считаем, что Москва даже может сэкономить, предложив совместную и четко просчитанную программу.
Второе – мы хотим, чтобы, когда нас просят высказать какую-то точку зрения округа, окружного управления образования, структурных подразделений, было понимание: эта точка зрения будет рассмотрена и нам дадут какой-то ответ. Это нужно не для удовлетворения амбиций, а для того чтобы мы не заблуждались дальше в каких-то своих позициях. Выдвигаем, например, мы какие-то предложения, а нам говорят: «Это невозможно, потому что…»
Третье – года два назад кто-то из моих коллег горько пошутил: «Давайте мы название окружного управления образования сменим на «Программа «Зритель», это будет очень точно соответствовать тому, что в последние годы так укоренилось в нашей работе и от чего уже, наверное, в какой-то степени страдает и основная наша работа». Мы не против программы «Зритель», мы за уважительное отношение к детям, к учителям, к родителям. Есть постановление Правительства Москвы, где мы должны знать о мероприятиях за два месяца, а за три недели точно иметь билеты, в которых четко рассказано о том, куда едем, зачем едем, что там будет. Но продолжать возить детей тысячами по Москве даже без возможности объяснить детям и учителям, какую смысловую нагрузку несет это мероприятие, просто оскорбительно и для учителей, и для всех тех, кто в этом мероприятии задействован.
Четвертое – у нас в округе есть традиция проведения встреч с учителями-предметниками. Я отдельно встречалась с учителями физической культуры и классными руководителями выпускных классов. При этом выявилась такая острая проблема: доехать на автобусе куда-то на мероприятие в один конец стоит 25 или 28 рублей (в зависимости от вида транспорта). Проводя окружные, районные, городские соревнования, мы, по сути, легко распоряжаемся не только временем, но и учительскими, семейными денежными ресурсами. Мне кажется, нам скажут спасибо и учителя физической культуры, и родители, если мы задумаемся над тем, как это можно поправить. Ведь получается же у нас выдавать сертификаты для проезда детей, отдыхающих в летних городских лагерях, на те или иные мероприятия, куда их приглашают.
Пятое – мне кажется, что процесс реструктуризации наших образовательных учреждений в округах не должен замедляться. В новом учебном году мы входим в стандарты, и нам в соответствии с требованиями этих стандартов надо создавать те или иные, но совершенно другие, отличные от существующих, условия для начальной школы. Мы скрупулезно изыскиваем возможности, для того чтобы перевести дошкольные подготовительные группы ДОУ на базу школ, но и при этом нам нужно создавать для них некие другие условия. Если выполнить все требования, получается очень маленькая школа по количеству детей. Но все мы понимаем, что это не совсем то, что сегодня нужно в соответствии с переходом на полноценное нормативное финансирование. Поэтому прошедший учебный год дал всем округам хорошую пищу для анализа, оценивания результата, который мы хотим получить.
Нам очень важно психологически настраивать учителя на современный учебный процесс, кстати, успешное решение задач, поставленных в проекте программы «Развитие образования в Москве на 2012-2016 годы», требует особой настройки психологии учителя и управленца.
Комментарии