1 сентября этого года наша школа встречала уже шестой по счету 10‑й инженерный класс. 25 юношей и девушек, почти не знакомых друг с другом, собираются у школы №2009. Чтобы поступить в инженерные классы, надо знать математику, физику и информатику. А еще ребята должны быть смелыми и креативными, спортивными и уверенными, надежными и ответственными.
Кто они? Какие они? Чем интересуются? О чем мечтают? Что ждут они от школы и чем школа поможет им? Знаю лишь, что они первые, покорившие вершины «Математической вертикали», а значит, следующий этап восхождения не будет страшен. Это будет восхождение к вратам будущей профессии.
Мы входим в кабинет, где предстоит учиться еще два года. Это будет очень насыщенное событиями время. Ведь кроме основных уроков учащиеся инженерного класса будут участвовать в олимпиадах и конкурсах, осваивать азы инженерной профессии на базе колледжей, проводить исследования и защищать проекты. А что они знают об инженерных профессиях? Какие профессии будут востребованы через 8‑10 лет?
После традиционных для этого дня слов знакомства перехожу к волнующей меня теме и предлагаю закончить фразу: «Инженер будущего – это…» В классе настороженное молчание.
Начинаю я, изменив крылатую фразу из пьесы Максима Горького «На дне»:
– Инженер – это звучит гордо! Это великолепно!
– Это человек, который творит науку, – откликается эхом молодой человек, сидящий за второй партой.
У него появляется оппонент:
– Я считаю, что в будущем все наукоемкие процессы заменит искусственный интеллект. Уже сейчас искусственный интеллект может выполнять задачи в большом объеме и с поразительной точностью. Это направление очень быстро развивается.
Далее класс раскрепощается:
– Это человек за персональным компьютером, делающий расчеты в разных программах. Он заинтересован в своем деле.
– Инженер будущего – это преимущественно инженер-электронщик, биоинженер. Сегодня, как никогда, вырос спрос на электроэнергию. Чтобы его удовлетворить, придется исследовать новые способы ее получения. В будущем появятся термоядерные реакторы, они откроют доступ к безграничной энергии. Я собираюсь стать инженером-энергетиком.
– Инженеры будущего – это те люди, которые будут отвечать за модернизацию производства нашей страны. Это новые технологии, новые материалы, новые умения, новые возможности.
– Инженер должен быть готов работать в команде. Не важно, какую роль он в ней играет, важно, как он умеет контактировать с людьми, слышать и принимать разумные предложения коллег или отстаивать свою точку зрения, не конфликтуя с коллективом.
– Инженер будущего – это специалист с высшим образованием, который будет придумывать новые технологии или дорабатывать старые.
– Инженер будущего – это идейный человек, который умеет быстро ориентироваться и работать с приборами, а также сможет изобретать новые приборы, которые будут нужны человечеству. Он благодаря своим идеям дает импульс для чего-то нового, нужного, важного.
– Инженер будущего – это один из множества узконаправленных специалистов. В наше время очень востребованы специалисты в информационной сфере и IT-технологиях. Они будут разрабатывать новые микросхемы, современные комплектующие для компьютеров.
– Инженер будущего будет разрабатывать чертежи новой техники и в один клик мышки создавать наглядную 3D-модель своего изобретения.
Наше общение прервал звонок с урока. Но праздничный День знаний только начинался. Я приглашаю будущих инженеров в физическую лабораторию. Здесь они будут проводить несколько часов в неделю: лабораторные работы, физический практикум, занятия дополнительного образования. Тот, кто знаком с оборудованием школьной инженерной лаборатории, может справедливо заметить, что набор стандартный, как во всех школах, реализующих проект «Инженерный класс в московской школе». Лаборатория, как конструктор «Лего».
Из стандартного набора один соберет по готовой схеме ракету, робота или катапульту. А другой – фантазер, творец, художник – удивит нас необычным решением. Здесь предстоит будущим выпускникам защитить свой первый проект. Что это будет – новый прибор или исследование, каждый решит для себя сам. В этой лаборатории не первый год проходит защита школьных проектных и исследовательских работ. Строгая, но доброжелательная комиссия учителей математики, информатики и физики ежегодно оценивает проекты выпускников. Темы самые разнообразные:
– «Теплоизоляция дома. Стеклопакеты»;
– «Изучение свойств электромагнитных волн»;
– «Наблюдение космических лучей в самодельной камере Вильсона»;
– «Автоматическая пожарная система с речевым оповещением»;
– «Использование формулы сложных процентов при решении задач ЕГЭ»;
– «Умный аквариум»;
– «Солнечные батареи – источник альтернативной энергии»;
– «Применение математических методов к решению задач по физике»;
– «Сборка и испытание ветрогенератора»;
– «Создание портативного зарядного устройства»;
– «Влияние звуков и шумов на организм человека»;
– «Импульсный электролиз»;
– «Определение нагрузочной характеристики контактного датчика силы»;
– «Моделирование оптических волновых процессов с помощью Visual Studio»;
– «Исследование механических свойств пружин»;
– «Решение уравнений с параметрами»;
– «Решение тригонометрических уравнений»;
– «Солнечные батареи – источник альтернативной энергии».
К нам приходит первый гость, вернее гостья. А еще точнее сказать, на свое рабочее место приходит педагог дополнительного образования Елена Николаевна Антипова. Третий год она ведет в нашей школе курсы «Инженерная графика» и «Инженерно-физическая метрологическая лаборатория». О своей работе она рассказала десятиклассникам следующее.
Русская и советская высшая школа всегда базировалась на получении теоретических знаний в неразрывной связи с практическим применением этих знаний, в развитии широкого научно-технического кругозора, позволяющего самостоятельно находить нестандартные и оптимальные решения научных и инженерно-технических задач.
Цели школьной инженерно-физической метрологической лаборатории:
– оказание помощи будущим абитуриентам в осознанном выборе профессии и в определенных случаях помощи с выбором перспективного места работы;
– адаптация будущих абитуриентов к обучению в вузе;
– углубление знаний о перспективах развития промышленности в России и мире;
– удовлетворение и развитие познавательного интереса обучающихся, планирующих поступление в технические вузы и ссузы и дальнейший выбор профессий инженерной направленности;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений;
– формирование информационной грамотности обучающихся на основе развития умений ориентироваться в потоке информации;
– уточнение возможности и способности каждого обучающегося к выбору инженерных дисциплин в качестве профильных.
Еще со школы участник программы сможет составить свое мнение о будущей сфере деятельности, получить навыки научно-практической работы и в отдельных случаях прийти в вуз уже с определенным научным заделом, установить связь с будущим местом работы. Курс способствует формированию и развитию инженерного мышления. Он имеет воспитательное значение, так как знакомит обучающихся с проблемами, перспективами и основными направлениями развития промышленности страны.
В связи с высокой востребованностью квалифицированных инженерных кадров и ростом требований к их квалификации мы приходим к пониманию необходимости внедрения специализации на более раннем этапе формирования специалистов. Поэтому для обучающихся, планирующих выбор технических вузов и ссузов, актуальным является преподавание основ инженерной графики в школе с учетом требований этих образовательных организаций.
Для технического специалиста инженерная графика – это универсальный язык, на котором общаются инженеры: конструкторы, технологи, специалисты-эксплуатационники. У этого языка есть свои разделы, подобные грамматике, пунктуации, фонетике, и есть своя азбука. Успешное освоение этой дисциплины базируется на развитом пространственном воображении как специфической форме работы мозга. За организацию и развитие этой работы и отвечают соответствующие разделы инженерной графики.
Сложилось устойчивое представление о том, что как появление принтеров и плоттеров обнуляет потребность в профессии чертежника, так и появление компьютерных графических пакетов делает ненужной обучение дисциплинам инженерной графики. Это вредный миф. Известно, что неподготовленность поступающих к повышенным требованиям в области инженерной графики и смежных дисциплин приводит к высокому проценту отчислений студентов на первом же курсе.
Начертательная геометрия и большие объемы графических работ при отсутствии опыта чтения чертежа и недостаточно развитом пространственном воображении становятся для студентов сложно преодолимым препятствием. Ситуация усугубляется тем, что для многих специальностей в последние годы сокращена или вовсе упразднена такая важная для развития пространственного воображения дисциплина, как техническое рисование, которая при своей внешней простоте способствовала адаптации студентов к черчению и начертательной геометрии.
Из физической лаборатории наш путь лежит в кабинет технологии. За ограждением – станки (техника безопасности на первом месте). В одном кабинете встретились прошлое, настоящее и будущее: верстаки, лобзики, слесарные тиски соседствуют с 3D-принтером и графическим планшетом. Хозяин кабинета встречает нас с улыбкой. Он словно ждал прихода десятиклассников, подготовил выставку проектных работ своих учеников. Да какому же мальчишке не захочется смастерить что-нибудь своими руками! Прогресс – хорошо, но даже в самом «умном» доме должен кто-то уметь забить гвоздь.
Мы возвращаемся в свой классный кабинет. Ребята возбуждены, обсуждают увиденное, даже телефоны отдыхают от игр. В немецком языке есть пословица, которая дословно переводится как «Конец хороший – все хорошо». Чтобы день был логически завершенным, предлагаю всем ответить на вопрос «Я буду инженером?»:
– Думаю, что да, так как профессия очень интересная.
– Надеюсь, я собираюсь поступать в МАИ.
– Не знаю. Мне надо четко ставить цель и понимать, зачем я это делаю.
– Не уверена, но мне очень нравятся математика и физика.
– Я предполагаю, что свяжу свою жизнь с IT-технологиями.
– Я планирую изучать историю развития инженерного дела.
– Если сильно захотеть, учиться и стараться, то я стану инженером!
– Лично мне очень интересно заниматься в области инженерии. Эта область очень обширна и привлекательна.
– Я собираюсь получить инженерное образование и работать в авиации.
– Я собираюсь стать инженером-энергетиком.
И каждый добавляет: «А пока мне надо хорошо и много учиться…» И я верю, что у них все получится!
Наталья КУЗНЕЦОВА, учитель физики школы №2009, координатор направления «Инженерный класс в московской школе»
Комментарии