search
main
0

А кто судья? Садовничий, однако!

Ректор МГУ, академик РАН, президент Российского союза ректоров – все это Виктор Садовничий. Можно было бы перечислить еще и другие его должности, звания, но больше всего Виктор Антонович гордится тем, что возглавляет Большое жюри Всероссийского конкурса «Учитель года». В этом году конкурс отметит свое славное двадцатилетие, а Виктор Садовничий уже отметил свой личный 70-летний юбилей. Поздравляя Виктора Антоновича, мы не могли не признать, что он – настоящий интеллигент, человек честный и порядочный, принимающий исключительно праведные решения. Мы горды тем, что Большое жюри под председательством академика Садовничего дважды за последние два года отдавало пальму первенства лучшим московским учителям: в 2007 году – учителю математики Анне Мехед, в 2008 году – учителю музыки Михаилу Стародубцеву. Виктор Саловничий – человек, во многом определяющий политику России в области образования. Вот как он говорил об этом на недавно прошедшем Всероссийском съезде ректоров.

Российский союз ректоров – авторитетная организация, объединяющая в своем составе около 1000 ректоров и президентов государственных высших учебных заведений и около 100 ректоров наиболее крупных негосударственных вузов. Среди членов РСР 14 академиков и 17 членов-корреспондентов РАН. На съездах РСР ведется глубокий анализ положения дел в высшей школе, вырабатывается согласованная позиция нашего корпуса по ключевым вопросам университетского образования. Мы стремимся внести свой вклад в стратегию развития высшей школы в новых социально-экономических условиях. Сегодня, когда весь мир охвачен кризисом, образование как ключевой фактор развития экономики и обеспечения социальной стабильности как раз призвано стать важным механизмом его преодоления. Поэтому сейчас университеты всех стран думают над тем, как максимально использовать свой потенциал, чтобы адекватно ответить на вызовы времени. Поэтому в последнее время в разных регионах нашей страны состоялись несколько важнейших университетских встреч, такие встречи были и за рубежом. В начале марта в рамках государственного визита Президента РФ в Испанию прошел мадридский форум ректоров России, Испании, Латинской Америки. 10 марта в Астане на свой 11-й съезд собралась Евразийская ассоциация университетов. В разных городах России прошли заседания советов Союза ректоров, где как раз и шло заинтересованное обсуждение вопросов, волнующих всех нас.

Какова же ситуация в российской высшей школе, как мы ее видим? Каковы общие тенденции развития университетского образования?

Сейчас во всем мире происходит пересмотр и изменение традиционной гумбольдтовской модели университетского образования. Эта модель предполагает академическую свободу университетов, неразрывную связь образования с научными исследованиями. Она оказалась настолько эффективной, что большинство европейских и американских университетов были построены по этому образцу. Принципы экономической свободы и фундаментальности образования свойственны и российским университетам. Именно эти принципы в свое время обеспечили важный вклад университетов в развитие страны и подготовку высококвалифицированных кадров для мировой экономики. Да, мы заслуженно гордимся своим высшим образованием, своей наукой, трудами наших ученых, первыми запустивших искусственный спутник Земли и отправивших человека в космос. Но сейчас другие времена и другие вызовы.

Политические и экономические изменения, происходившие в мире в последние десятилетия прошлого века, серьезно повлияли и на систему высшего образования. Все более видны черты другой модели университета, основанной на рыночных принципах. Современную экономику справедливо называют экономикой знаний, однако этот дало повод тем, кто меньше понимает специфику научного знания, механически переносит товарно-денежные отношения в систему образования. Мол, знания – это товар, а образование соответственно услуга, за которую надо платить. В таком случае бесплатное образование должно стать элитным, платным, студент превращается в потребителя или клиента, а преподаватель – в продавца знаний. При таком сугубо товарно-денежном взгляде на образование стратегическая задача подготовки специалистов на перспективу должна уступить место удовлетворению потребности сегодняшнего рынка труда, а фундаментальные научные исследования уступить место прикладным разработкам, причем таким, которые сегодня должны быть функционализированы. В общем-то, говорят, что вместо ректора в такой модели должен быть всего лишь менеджер.

Эту модель фактически бизнес-университета можно называть по-разному. Некоторые американские авторы сейчас называют такую модель образования академическим капитализмом. Когда в начале 90-х годов экономику России захлестнули рыночные отношения, элементы модели бизнес-университетов стали активно приходить и в российскую систему образования. Кстати, одной из идей того времени была приватизация высших учебных заведений, тогда наша позиция – позиция Российского союза ректоров (этот период называли периодом начала накопления первичного капитала), думаю, спасла высшую школу от этого пути. Таким образом, перенесение рыночных механизмов в сферу образования может привести к серьезным последствиям.

У нас появилось платное образование. Прежде всего это приводит к смене структуры подготовки специалистов, многие вузы, даже не имеющие необходимого педагогического потенциала, стали на платной основе готовить студентов по престижным специальностям: менеджменту, праву, экономике. При этом мало кто заботился о том, сколько на самом деле нужно таких специалистов. К тому же подготовка этих специалистов не требовала дорогостоящей материальной базы. В результате наблюдается явное перепроизводство таких специалистов, и они составляют почти треть нынешних студентов. Такой дисбаланс отрицательно сказывается на экономике, которая в последнее время, в частности, испытывает большой недостаток профессионалов с высшим инженерным образованием. Если взять специалистов, которые будут создавать высокие технологии, то из 7 миллионов студентов в нашей стране специализируются по приборостроению около 50 тысяч, по электронной технике – чуть больше 100 тысяч, а по физматнаукам – около 100 тысяч. Есть и другая сторона подготовки кадров – в современной промышленности благодаря новейшим технологиям рабочий, который обслуживает современный станок, например, стоимостью в миллион долларов, уже не рабочий в привычном понимании, теперь это то, что называется специалистом с высшим образованием, инженер, оператор. И это не только в промышленных городах, это актуально и для деревни. Вот, например, что рассказал мне недавно руководитель одного из регионов России. Представьте такую картину – в поле работает трактор с дистанционным управлением через спутник, в бортовой компьютер трактора заложена программа, по которой он распознает контуры и границы поля. Ясно, что такой умной машиной должен управлять специалист с современным инженерным образованием.

Совсем новым для нашей системы образования стало создание частных вузов. Большинство из них не имело необходимой базы кадров, и процесс образования в таких вузах часто превращался в профанацию. Финансовые соображения во многом повлияли на активное внедрение и ступенчатой системы «бакалавр – магистр». Вместо специалиста появляется бакалавр, магистратуре нужно стать преимущественно платной, в этом есть большой риск потерять фундаментальность образования. Хочу обратить внимание на то, что сегодня фундаментальное образование приобретает особую значимость. Например, в докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО подчеркивается: «В новых социально-экономических условиях реально защищенным в социальном отношении может быть лишь человек, получивший фундаментальное образование и способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требованиями рынка».

Конечно, свобода экономической деятельности позволила российским университетам в трудные годы функционировать в условиях недостаточной государственной поддержки в начале 90-х годов. Широкое развитие грантовой системы поддержки исследований заставило университетских ученых оперативно реагировать, браться за решение приоритетных научных задач, печатать статьи в цитируемых журналах. Еще один плюс – университеты стали больше уделять внимания инновационной деятельности. Все чаще научные разработки стали получать воплощение в конкретном, высокотехнологическом продукте. Интенсивно менялось образовательное законодательство: только за четыре последних года было принято более 20 федеральных законов в сфере образования и науки. Сегодня, видимо, назрела необходимость свести все законы в единый интегрированный закон об образовании и, может быть, назвать его образовательным кодексом. Принятый по нашей инициативе один из законов закрепил статус школьных олимпиад как важного механизма поиска и отбора талантливой молодежи, и мы очень гордимся, что были авторами этого закона. Создан Российский совет олимпиад школьников, в который вошли самые именитые ученые нашей страны, и мы уверены, что олимпиады позволят открыть дорогу к качественному высшему образованию всем талантливым детям.

Несостоятельны идеи и попытки подчинить науку сиюминутным выгодам, а образовательный процесс – сегодняшним потребностям рынка труда. Система образования ценна вовсе не деньгами, которые можно получать со студентов за их обучение, а той ролью, которую она оказывает на развитие экономики, с одной стороны, и сохранением социальной стабильности, с другой. Именно в этом плане образование можно рассматривать и как важнейший антикризисный механизм.

Государство в последние годы уделяет серьезное внимание системе образования. Позиции университетов и школ были существенно укреплены благодаря национальному проекту «Образование» и принятым в его аспекте масштабным государственным программам. Несколько университетов стали победителями грантов конкурса «Инновационные университеты». Это позволило закупить новейшее оборудование, современные вычислители. В частности, МГУ построил самый мощный в России супервычислитель «Чебышев», производящий 50 триллионов операций в секунду. Для использования такого вычислителя несколько университетов – Московский, Южноуральский, Томский, Нижегородский и другие – объединились в компьютерный консорциум, и в целом благодаря нацпроекту «Образование» в России было положено начало созданию сети ведущей суперкомпьютерной державы мира, и по этому показателю мы заняли седьмое ведущее место. Отсюда вывод: оснащение новейшим оборудованием должно стать важной частью стратегии развития высшей школы.

Большое значение имеет утвержденная в прошлом году Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры информационной России». Одно из мероприятий программы – строительство общежитий для временного проживания преподавателей и молодых ученых. Я думаю, что сегодня можно ставить вопрос о строительстве домов со служебными квартирами для молодых специалистов. Наш университет строит такие дома или участвует в их строительстве, но тут необходимо снять юридические препятствия, связанные с вопросами собственности на землю.

Объявленные Президентом РФ Год молодежи и Год учителя, а также президентская инициатива «Наша новая школа» продолжают линию на всемерную поддержку сферы образования и создают ей дополнительный запас прочности. Но университеты со своей стороны могут сделать многое для реализации этой программы. Это и президентский учительский призыв молодых специалистов – выпускников университетов в школу, и повышение квалификации учителей в ведущих научных центрах и университетах, и система непрерывной переподготовки и дополнительного образования.

Чтобы смягчить социальные последствия кризиса и создать экономическую основу для его преодоления, для развития страны, по нашему мнению, необходимо предпринять меры в системе образования. Президент РФ уже обозначил первоочередные задачи в этом направлении. Главной задачей становится трудоустройство молодых специалистов. Российский союз ректоров провел мониторинг взаимодействия бизнеса и образования. В 2008 году большинство работодателей принимали на работу молодых специалистов – выпускников вузов. В нынешнем году около 5% компаний вообще не планируют принимать их на работу, и это вдвое выше, чем в прошлом году. Почти все компании сокращают число занимаемых молодых специалистов в среднем на 20%. Почему бы нам всем вместе не подумать о том, чтобы сделать обязательными для работодателей некоторую квоту приема на работу молодых специалистов – выпускников вузов и предоставление им на какой-то определенный срок гарантий сохранения их рабочего места? Понятно, что и бизнес-сообщество должно проявить социальную ответственность.

Еще одним шагом по развитию инициатив Президента РФ могло стать расширение за счет бюджета учебы в магистратуре и аспирантуре. Тем самым мы создадим задел на будущее, готовя специалистов с высоким уровнем по специальностям, востребованным нынешней экономикой, и прежде всего в области высоких технологий. Положительный эффект будет иметь и разрешение выпускникам специалитета поступать в магистратуру. Для создания дополнительных рабочих мест важная мера – предоставление вузам права создавать малые предприятия научного профиля, в которых молодые ученые, студенты и аспиранты найдут применение своим идеям и разработкам. Закон об этом уже внесен Министерством образования и науки РФ в Государственную Думу РФ, а одной из форм воплощения этой идеи может быть создание научных парков при университетах. Сейчас уже есть несколько российских университетов, имеющих такие парки. В начале 90-х годов был создан первый университетский научный парк при МГУ, в нем в настоящее время работает более 200 тысяч сотрудников и свыше 80% – студенты, аспиранты и выпускники МГУ. В составе научного парка 45 компаний с общим оборотом 3,5 миллиарда рублей.

Важное дело – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. По данным того же мониторинга экономики, который провел РСР, сегодня повышают квалификацию менее 5% населения. Лишь чуть больше процента – проходят переподготовку. В основном это работники бюджетной сферы – учителя, преподаватели вузов. Нам кажется, что нужно специальное агентство по образовательному кредитованию, которое бы стало оператором по всем видам предоставления кредитов в сфере образования. Причем не только студентам и абитуриентам, может быть, это могло бы рассматриваться и шире. В условиях кризиса особое значение приобретают международные связи университетов. Мы должны думать о влиянии России в мире. Один из путей такого влияния – элита других стран, подготовленная нашими преподавателями на русском языке. Большую роль тут могут сыграть зарубежные филиалы университетов. В МГУ, например, есть хороший опыт: мы создали уже пять филиалов – в Севастополе, в Астане, в Ташкенте, в Баку, в Душанбе. Там уже сейчас учатся 2,5 тысячи студентов. Не меньшее значение имеет и научное сотрудничество наших университетов с их партнерами из других стран. Российские ученые активно работают со своими зарубежными коллегами, и достижения нашей науки широко признаются во всем мире. Очень важно создание с участием российских университетов крупных международных научных проектов по приоритетным направлениям. Этому есть очень много примеров. Например, в ходе визита Президента РФ в Испанию и проведения там образовательного научного форума достигнута договоренность о том, что в ближайшее время делегация наших ученых посетит ведущие университеты и научные центры Испании для подготовки масштабных программ совместных работ в таких областях, как нано- и биотехнологии, супервычислители, космические исследования. А вслед за этим делегация, возглавляемая госсекретарем министерства образования Испании, приедет в МГУ для окончательного подписания договора. В сотрудничестве с нашими университетами заинтересованы и другие крупнейшие научные центры, есть чему и нам поучиться у них, мы должны учиться. Главное, чтобы наши контакты были эффективными и плодотворными. Как тут не вспомнить яркий литературный пример, как из одной зарубежной поездки наш соотечественник – тульский оружейник Левша привез передовое ноу-хау, на которое до него никто не обращал внимания. Он писал в отчете: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтоб и у нас не чистили, а то, не дай Бог война, они стрелять не годятся». Левшу тогда не послушали, и, как пишет Лесков, чистка продолжалась, пули в дулах болтались, а довели бы в свое время слова Левши до государя, события на войне приобрели бы совсем другой оборот.

Сегодня в условиях кризиса многие с тревогой думают о завтрашнем дне. Но каким он будет, зависит не только от объективных закономерностей, а и от наших позиций. Кризис – в какой-то мере момент истины, когда кардинально изменяются и обновляются экономические механизмы и управленческие решения. Кризис, как говорят математики, точка бифуркации, с которой начинается новый этап развития. Кризис может отбросить назад, а может дать импульс для качественного реформирования. Дело в том, что кризис происходит, как правило, при смене технологических укладов. Мы знаем примеры, когда кризис способствовал развитию машиностроения, электроники. Вслед за кризисом началось строительство небоскребов, и тогда тоже произошел технологический рывок. Сегодня никто пока не знает, какой технологический уклад придет на смену нынешнему. Но большинство ученых склонны думать, что это будет синтез технологий, связанных с познанием человека, новых областей медицины, биологии, когнитивных наук. Мы в МГУ создали Институт человека, думаю, тем самым мы примерно угадываем будущее России.

Специфика нынешнего кризиса и в том, что он происходит в условиях так называемой демографической пирамиды. Поэтому особенно очевидно, что в свете социальных программ антикризисные меры должны быть сфокусированы вокруг трех основных сфер – образования, здравоохранения и жилья. Мы предлагаем считать образование фундаментом общества и скрепой государства. От наших усилий – усилий университетов, нашего ректорского сообщества зависит, сумеем ли мы достойно выйти из кризиса, помочь государству и Президенту РФ выполнить намеченную антикризисную программу.

Сегодня профессионалов в области образования и всех других граждан волнует забота о воспитании детей, об их будущем, об их счастье. Деятельность университетов тесно связана с образованием. Есть гуманитарные дисциплины, как будто специально связанные и предназначенные не только для интеллектуального, но и духовно-нравственного развития. Так, изучение истории – как раз лучший способ воспитания чувства национального самосознания, гражданской ответственности и патриотизма – сегодня особенно актуально, поскольку, как мы видим, не все школьники могут назвать дату Сталинградской битвы, рассказать о ее значении в ходе Великой Отечественной войны. Русская литература в умелых педагогических руках отличный воспитатель доброты, честности, мужества, душевной щедрости и чуткости, любви к прекрасному. Отказ школ писать сочинение под тем предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может привести к неспособности не только правильно выражать мысли, но и вообще мыслить.

В особой заботе, внимании и поддержке нуждаются те, о ком, выражаясь официальным языком, говорят: «…с ограниченными возможностями здоровья». По инициативе Российского союза ректоров в рамках съезда была проведена благотворительная акция «Талант преодоления». Мы пригласили и привезли в Москву школьников из разных регионов России – победителей школьных олимпиад. Это ребята, которые продемонстрировали свои лучшие качества – стремление к знаниям, недетское личное мужество. Они служат примером не только своим сверстникам, но и всем нам, взрослым. Они так целеустремленно идут вперед, так решительно преодолевают все трудности, что кажется, им не страшны никакие вещи. Давайте и мы будем так же решительно двигаться вперед, не страшась никаких преград, с мыслью о том, что нам, работникам образования, доверили заботу о будущем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте