Сверхценный материал о работе классного руководителя написала молодой педагог Юлия Скворцова.
И в наше время хорошим мог считаться только тот классный руководитель, у которого с «бумагами» порядок. Не сдал план, не проставил отметки в дневник, не оформил журнал – хорошего слова о себе не жди. Приходили проверяющие из гороно – и «хватались» прежде всего за бумаги. Сидели, корпели над ними. Конечно, журнал надо оформлять. Но я уверен, что план по воспитанию на полугодие должен быть очень коротким – на одну страничку. Нужно указать лишь основные направления воспитания. Но к плану желательно приложить реферат на тему воспитания – пусть учитель учится думать, искать умные ходы. За работой же классного руководителя с длинным планом следует тщательно следить – не очковтиратель ли он? Выставление отметок из журнала в ученический дневник я ставлю под вопрос. Пусть сами дети их выставляют. А классный руководитель, проверяя чистоту и аккуратность ведения дневника, заодно бросает взгляд и на отметки.
Школа принципиально отличается от института тем, что в ней не просто учат, а еще и воспитывают. Положительное воздействие педагога на питомца возможно лишь тогда, когда есть уважение, вера, любовь. Пусть он пишет «золотые» планы, пусть будет важным администратором, но если его дети не любят – своим присутствием он влияет на них негативно. Если король – голый, они и назовут его голым.
Но кто у нас воспитывает детей?
Учителя, способного работника, который имеет 25 уроков в неделю, «догружают» классным руководством. Возможно, он потянет, если у него есть силы. А если сил нет? Мы будем иметь то, что по-русски называется халтурой. А если «догрузить» учителя вялого, равнодушного, неспособного, то негативный эффект удвоится, утроится. Большинство ребят, которые оканчивают школу, – достойные граждане. Но чья это заслуга? В большей мере – семьи. Хороших ребят учить – одно удовольствие, их и воспитывать не надо. Мысль моя простая – пора создавать институт освобожденных (или мало обремененных уроками) классных руководителей.
И тут нужен тщательный отбор. Хорошо воспитывает тот, кто достойно живет. Толстой прав. Но этого мало. Необходимы любовь к людям, детям, великое терпение, глубокая образованность, культура. Необходимо умение и желание работать с родителями.
Родители. Вот где лежит самый тяжелый камень! Приходит молоденькая учительница в семью и начинает вести беседу. «Уроков ваш сын не учит. Ведет себя ужасно. Дневник потерял». Начинает с жалоб и кончает жалобами. Она продолжает характеристику, которую давала ему на прошлом родительском собрании, позапрошлом. В шестом классе, в пятом. Родителям это тяжело слушать. «А что-нибудь хорошее в нем есть?» – выдавливает из себя мать. Ведь плохой ребенок – это смертный приговор родителям! «Хорошее?» – учительница в растерянности. Учитель-доносчик, учитель-жалобщик – отвратительный пережиток педагогики ХХ века. Жаль, что и сегодня еще этот «педагогический метод» применяется. А что делать? Неплохие правила предлагает Юлия Скворцова. Например, пункт пятый: вести беседу нужно при ребенке. Непросто это? Но в этом и сложность педагогической работы. Чтобы выпрямить педагогические искривления в мозгу родителей – а иначе зачем ходить в семью? – надо педагогу быть самому семи пядей во лбу. На первый случай следует запастись их доверием и уважением.
Школа моего времени не давала детям выбора – всех гнали по одному «коридору». Сегодня есть выбор. Надо приближать школу к ученику, вплоть до создания индивидуальной программы обучения. Пробовать, испытывать новые методы… Я понимаю позицию: «Не раскачивайте дерево – повредите корни». Но поймите и учеников! Сколько можно над ними издеваться и плодить из них изгоев!
В мое время в Донецке работал замечательный учитель – Виктор Федорович Шаталов. Он много сделал, чтобы помочь детям. Детям, учителям и родителям. Прочитал в 26-м номере статью «Узелки на память». Это – метод Шаталова. И об этом автору статьи Вере Чухрай следовало сказать.
Сергей КОРЯГИН, учитель-пенсионер, Гагарин, Смоленская область
Комментарии