search
main
0

А какая ступень следующая? Партнерство школ в действии

Более десяти лет продолжается дружба между реальной школой города Мунстера (Германия) и средней школой №7 города Мичуринска Тамбовской области. Конечно, у читателя возникает вопрос: как сложилось так, что две школы столько лет продолжают свои отношения и укрепляют их? Наша школа – обычное общеобразовательное учреждение, без уклонов в язык. Учитывая контингент учащихся, в числе которых воспитанники Центра социальной помощи, дети из многодетных и малообеспеченных семей, состоящих под опекой, коллектив школы ищет свою нишу в образовательном пространстве города. Мы видим ее в создании комплекса социально-педагогической поддержки ребенка, одно из направлений которого и включает в себя партнерские отношения с реальной школой.

Леонора Рыбальченко,директор средней школы №7,Мичуринск, Тамбовская область

Мы не разделяем эту работу строго на учебную и воспитательную, но в комплексе пытаемся извлечь все возможное, связанное с совершенствованием изучения немецкого языка. Учителя реальной школы первое время практически ежегодно приезжали к нам на пасхальные каникулы, вели уроки немецкого и английского языка, математики, химии, музыки. Ежегодно проходит интенсивный курс подготовки детей, которые в составе школьной делегации поедут в Мунстер. Традиционными стали методические семинары для учителей немецкого города и района. Конечно, подход к ребенку, основы методики, немецкой и русской, сильно различаются. Наши учителя шутя сказали как-то об уроке математики немецкого коллеги: «Учитель отдыхает». Применить в нашем преподавании немецкую систему не представляется возможным, так как там ребенок сам выбирает, как и где ему учиться. Немецкая школа не отвечает за результат обучения. Учеба ребенка в Германии – это обязанность самого учащегося и семьи. Русские коллеги также дают уроки для немецких детей с переводчиком и… без слов, так как, например, язык математики понятен всем. Интересными для обеих сторон стали уроки русской литературы, биологии, физкультуры, технологии, рисования, проектная неделя в реальной школе. К традиционным можно отнести проведение пресс-конференций, вечеров русско-немецкой кухни, спортивных турниров. В этом году в Мунстере нас встречали по-русски хлебом-солью. За время партнерства более 100 детей с каждой стороны побывали в гостях друг у друга.

Рассказывая о нашем партнерстве, нельзя не сказать о людях, осуществляющих его. Конечно, это Уве Кёрнер, бывший наш коллега, руководитель партнерских отношений между городами, которым уже около 20 лет. На счету этого «пламенного мотора» и два велопробега Мунстер – Мичуринск в честь юбилеев дружбы, и ежегодные поездки танцевальных ансамблей города в Мунстер, и улица Мичуринская, открытая в городе-побратиме, и многое другое. С особым почтением мы произносим имя бывшего директора реальной школы Готфрида Линдеманна. До последних своих дней, а его не стало прошлым летом, он был в курсе всех наших дел, хотя уже и не работал в школе по болезни. Много добрых слов можно сказать в адрес коллег и других жителей Мунстера, ставших за это время для нас настоящими друзьями.

Cамая сложная тема в наших отношениях – это Великая Отечественная война. Обойти ее стороной стало невозможным. Сначала немецкие делегации, приезжая к нам, избегали дат, близких к майским праздникам, чтобы не мешать нашим торжествам. Первой ласточкой стал приезд немецких детей на 60-летие нашей Победы. Именно этот приезд стал переломным в наших отношениях. Немецкие и русские дети стали участниками городского легкоатлетического кросса в честь юбилея Победы. А педагоги участвовали в торжественной церемонии вручения юбилейных медалей ветеранам. Мои опасения, что они негативно отнесутся к присутствию таких гостей, оказались напрасными. Видя волнение и трепет иностранцев, убеленные сединами дедушки и бабушки с достоинством принимали их поклоны при вручении наград. Да и выступление главы делегации говорило об одном: «Мы вместе против фашизма». После этого тема Великой войны перестала быть особой темой, мы смогли ее обсуждать, а не замалчивать, как прежде.

А поездка учащихся нашей школы в этом году подняла наше партнерство на новую ступень. Вместе с реальной школой мы стали участниками проекта «Мы пишем ваши имена» для школ Германии, который реализуют Народный союз по воинским захоронениям и Центр документалистики лагеря Берген-Бельзен. Суть этого проекта в том, что немецкие школьники берут списки советских военнопленных из архива Подольска и каждый ребенок изготавливает табличку определенного размера, на которой пишет имя и даты жизни русского солдата. 52 учащихся 9-х классов реальной школы изготовили 52 таблички. Можно по-разному относиться к сделанному. Но я знаю одно: если у нас, русских, нет выбора, мы чтим память всех 27 миллионов, отдавших жизни, чтобы мы жили на этой земле, росли, учились, влюблялись, давали жизнь следующим поколениям, то у немцев выбор есть. Четырнадцать школ Германии за время существования проекта с 2008 года приняли в нем участие, написав имена более 300 русских солдат. И я уважаю выбор наших партнеров, хотя сделать его было для педколлектива школы и учащихся во главе с господином Тимме не так легко. Но они его сделали. Спасибо им за это.

У меня еще до поездки возникло желание узнать там, в Берген-Бельзене, о судьбе заключенных тамбовчан. Об этом я и начала беседу с одним из руководителей проекта «Мы пишем ваши имена» Джоном Крамером. Молодой немец, на вид 32 года, он проводил вступительную экскурсию у макета лагеря для нашей группы. К сожалению, со списками он ничем нам помочь не смог – все в Подольске. Поражаясь увиденному, я спросила его довольно-таки прямо: «Зачем вам нужна эта работа?» Ответ был прост: «Я историк». На что я сказала: «Это еще ни о чем не говорит, историков много». Тогда он добавил: «Два моих деда были участниками Второй мировой. Один, антифашист, погиб под Сталинградом, могила его неизвестна. Второй был фашистом, умер он не так давно, вот поэтому я этим занимаюсь – несу ответ за содеянное им зло». На что я просто пожала ему руку. Слов не хватало, чтобы выразить свои чувства.

Более десяти лет длится дружба школ городов Мунстера и Мичуринска. Много интересного было сделано за эти годы. Но эта поездка подняла наши отношения на новую ступень. Оценивая совместную работу, руководитель школьного проекта, учитель Вайнт, сказала пусть и с акцентом, но по-русски: «Мы ведь вместе против фашизма. Мы за мир. Ведь это правильно?»

Кто сможет ей возразить?!

P.S. Поисковая группа школы «Надежда» начала работу по поиску тамбовчан, погибших в Берген-Бельзене, уже найдены около 70 фамилий… Ждите новых материалов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте