Вспомните свои детские впечатления от похода в музей. Сколько всего вокруг, глаза разбегаются, вот захотел что-то рассмотреть – тут как тут тетенька-смотрительница, которая категорическим тоном говорит: «Трогать и подходить близко к экспонатам нельзя». Везде веревочки натянуты, огораживающие экспонаты. В общем, вот эта тонкая невидимая связь, которая могла бы возникнуть между тобой и художником (писателем, ученым), оказывается сразу же довольно грубо нарушена.
Оттого и не любили мы с одноклассниками ходить в музеи: в душе оставались лишь ощущение скуки и высокомерного равнодушия по отношению к тебе лично. Многое ли изменилось сегодня? Об этом в Высшей школе экономики говорили эксперты на семинаре «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы». Информацию к размышлению щедро предоставила группа ученых Института образования, которая в 2010-2012 годах провела соответствующее исследование в учреждениях Минкультуры. Для начала главный докладчик – директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина – напомнила о нескольких видах доступности: пространственной, экономической, социально-психологической, доступности образовательных возможностей. Оказывается, одна из самых серьезных проблем связана сегодня с физическим и психологическим комфортом посетителей. Достаточно вспомнить не так давно описанный в СМИ скандал в Третьяковской галерее, когда музейные смотрители выгнали учителя изо, посмевшего провести там без согласования лекцию для своих учеников.Дискриминированы в отношении доступности музеев многие категории населения – те же жители сельской местности, которым трудно добраться до музеев, или люди с ограниченными возможностями здоровья. Цена на билет – еще один решающий фактор. Льгот для малообеспеченных граждан, к которым относятся и пенсионеры, и студенты, и дети, явно маловато. Интересно, что решение московских властей об открытии муниципальных музеев для бесплатного посещения раз в месяц у самих музейщиков вызвало неоднозначную реакцию. «Федералы» стали жаловаться, что теперь люди и от них требуют бесплатных билетов, в то время как их продажа составляет около четверти доходов. И осуждать учреждения за это тоже язык не поворачивается, особенно если прибыль идет на совершенствование услуг. Однако факт остается фактом: расходы населения на культуру сейчас не превышают 1,7%. Что же касается посещаемости, то, как выяснилось, наши музеи, даже самые крупные, не ставят цели ее увеличить! Так, в Эрмитаже в 2013 году побывали 3,1 млн человек, в то время как в Лувре – 9,3 млн. Может быть, потому что на Западе думают о том, как удовлетворить различные запросы посетителей (есть там, к примеру, программы «Что посмотреть за 20 минут»)? А в английских музеях на выходе обязательно спрашивают: «Получили ли вы удовольствие?»Так что же, по мнению ученых, влияет на посещаемость музеев? 75-80% успеха определяет совокупность ресурсов музеев (человеческих, физических, культурных, информационных, финансовых). Главным по-прежнему остается имя – в крупные музеи с богатой коллекцией и давней историей тянется наибольшее количество зрителей. Следующим по значимости компонентом является структура населения региона. Целевая аудитория музеев – урбанизированное население старше 18 лет. Но на долю этого фактора приходится только 7-8%. Наверное, потому что на молодежь и детей, привыкших к гаджетам и интерактиву, они по-прежнему ориентируются слабо, не все музеи обзавелись сайтами и тем более не практикуют виртуальные прогулки, приложения для мобильных устройств и т. д. А ведь по данным статистики все это положительно влияет на посещаемость. Музейщикам стоит также всерьез задуматься над ничтожным влиянием своей деятельности (всего 0,8%) на образование. Увы, музеи мало создают и популяризируют образовательные программы для школьников, не хватает и таких открытых массовых событий, как «Ночь в музее», «В музей с друзьями». Однако эксперты отмечают положительную динамику процесса. Еще один барьер, препятствующий посещаемости музеев, – недостаточное изучение аудитории. По мнению экспертов, музейщикам стоит обратить внимание на волонтерские программы, создавать общества друзей музеев и регулярно проводить акции вроде «В музей всей семьей».Повлияют ли результаты исследования на конкретную практику? Как выяснилось, оно проводилось по заказу Правительства России, так что есть надежда, что государство захочет как-то корректировать работу этой сферы. И, возможно, прислушается к выводам ученых, по мнению которых надо расширять бесплатность сферы музейных услуг. Так, в крупнейших музеях мира, например в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, существует практика добровольной платы за посещение – заплати любую сумму, какую считаешь приемлемой. В общем, пора нашим очагам культуры повернуться к людям лицом и отнестись к ним с вниманием и любовью.
Комментарии