search
main
0

А как у вас с величием души…

О трудностях военных лет помнит и знает старшее поколение. А мне хочется рассказать как мы, детвора, росли, крепли, становились сильнее, благо перед нами были образцы героических подвигов. Героический подвиг – это вся предыдущая жизнь героя, его характер, его духовные ценности, его сознание. Подвиг – это знание, которое превращалось в поступок! Атмосфера военного времени, каждый его прожитый день обязывали нас становиться лучше. Учились в основном, сколько помню, хорошо, девиз был один: «Пятерка и четверка помогают бить фашистов, а единица, двойка и тройка – помогают Гитлеру». Задразнят, а то и поколотят ребята за плохую учебу.

В это трудное время самым радостным местом была школа, ее учителя. Мы знали все беды и радости друг друга, в том числе и учителей – кому пришла похоронка, у кого нет давно писем с фронта, кто лежит в госпитале. Чувства сопереживания, сострадания делали нас внимательными, отзывчивыми. Наша учительница Мария Никитична к скудному школьному обеду (как правило, это кусочек жмыха от подсолнечных семечек) давала нам еще по горошинке витаминов. А однажды в четвертом классе мы пришли на обед, а там на блюдечках лежало что-то белое, политое красным, мы стояли и не знали, что это. Мария Никитична сказала: «Это манный пудинг, политый киселем, можно его есть». Учителя стояли и плакали.

А потом стали приходить учителя с фронта. Вот и в наш класс вошел учитель в военной форме, стройный, красивый, с лентой орденских планок на гимнастерке, мы их знали потом наизусть. Оглядел нас всех, прикоснувшись, казалось, к каждому из нас, сказал: «Я учитель истории Степан Акимович Якунин». Потом как бы невзначай спросил нас:

«А как у вас с величием души?

Все остальное, кажется, в порядке,

Но, не играя в поддавки и прятки,

Скажите-ка: а как у вас с величием души?»

Видимо, ему важно было знать, какими мы растем.

Мы тогда еще толком и не осознавали, что такое величие души. Но всем стало ясно – надо становиться лучше.

На уроках Степану Акимовичу было трудно ставить отметки – за годы боев и сражений разучился. Правда, пятерки и четверки выводил легко, радостно. А вот выводя тройку, страдал и мучился, при этом говорил нам, что эта отметка напрочь размывает способности, она не показатель их, а только отношение к делу, за которое взялся человек. Поэтому тройку по истории редко кто из нас получал.

С тех далеких времен у меня на всю жизнь такое же осталось отношение к этой цифре. За 54 года, проработанных мною в школе, техникуме, тройка была редкой отметкой по моим предметам.

Пришел с фронта и мой старший брат. Мы его любили безмерно. Он для нас, младших в семье, остался вместо отца, которого в холодную февральскую ночь 1936 года забрала навеки страшная машина «черный ворон».

О себе брат рассказывал мало, зато мы знали всех его командиров, товарищей по оружию. Только через несколько лет мы прочитали в газете о нем в воспоминаниях его командира Зайцева, какие сложные задания выполнял сержант Павлов Дмитрий Семенович.

Вот так росло и формировалось мое поколение – дети, воспитанные на героическом прошлом нашей страны, нашего народа. Старь, как говорят, она новизну держит.

Подвиги русских героев носят летописный характер, имеют многократное повторение в столетиях народа. Великий русский полководец Суворов так воспитывал своих чудо-богатырей: «Возьми себе в образец героя, поравняйся, обгони – слава тебе».

Вот и сегодня молодое поколение оставляет после себя яркие страницы героического подвига в летописи нашей страны. Подвиг бойцов-десантников шестой роты тому яркое подтверждение.

Девяносто псковских десантников, среди которых были восемнадцати-девятнадцатилетние парнишки, встали на пути у почти двухтысячной, хорошо обученной «армии» чеченских бандитов, погибли, но не дали пройти врагам!

Так было в истории России всегда – будь то Бородино, Куликово поле, Прохоровка и другие ратные места земли русской.

Побеждает не сила силу, а сила духа!

Валентина МИЛЛЕР, преподаватель педагогики и психологии, Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте