search
main
0

“А к столу в серебре подавали форель,

И вино согревало сердца.

Канделябры горели, звучалисвирели,

И не виделось счастью конца”.

А. Макаревич

“Ах, какой был изысканный бал”

Я точно знаю, что Николай Марухин принесет в свой дом живую елку. И начнет ее украшать вечером 31 декабря, не раньше – праздник нельзя торопить. Старые шары и гирлянды займут свои места. Их Николай не променяет ни на какие новомодные изыски, потому что эти игрушки украшали елки его детства. Жена Наташа в это время будет готовить что-нибудь вкусненькое. Может быть, манты, которые у Марухиных получаются просто божественно. А потом придут друзья. Крикнут с порога: “С Новым годом, Петрович!”Будет звучать музыка. Когда праздник как следует разойдется, хозяева поставят пластинку – один из альбомов “Машины времени”. Например, 1985 года. И Андрей Макаревич споет: “Ах, какой был изысканный бал”. И не менее веселую песню про видеомагнитофон. Или грустную – памяти Александра Галича. В репертуаре “Машины”всегда можно найти что-нибудь под настроение. Может, потому и сопровождает эта музыка Николая Марухина всю жизнь?

А до того, как гости нагрянут к Марухиным, в сельском клубе будет новогодний праздник. Сценарий в очередной раз придумают учителя. Вот уже несколько лет малаховский клуб благодаря педагогам стал пользоваться популярностью. Ирина Татарникова, местный продавец и мама двух учениц Малаховской школы, рассказывает: “Когда учителя начали сами писать сценарии, люди стали приходить на вечера. Организатор и активный участник – Николай Петрович. Он артистичный. Один раз Деда Мороза современного играл – в шубе, шапке и “семейных”трусах. Представляете?”.

Хулиганит не только Петрович. А все потому, что половина учителей Малаховской школы – молодежь. И почти все они здесь когда-то учились. Николай Марухин в том числе. Понятно, раньше были учительские династии. Например, филолог Лидия Карих, тоже местная выпускница, проработала в Малаховской школе больше 30 лет, ее родители здесь же учительствовали. Но как-то непривычно, что в наше время способные молодые люди идут работать в школу. Анжелика Парамонова, учительница начальных классов, пытается объяснить феномен: “В школу вернулась, потому что очень не хотелось уходить. Последний звонок для меня стал трагедией. Получилось, что летом 1988 года я закончила школу, а 1 сентября пришла сюда на работу”.

“Сколько лет, сколько зим

я мечтал об одном,

Я мечтал об одном, мой друг.

Чтоб собрать всех друзей

за одним столом

И увидеть, как свят наш круг”.

(“Друзья”)

Ближний круг Николая Марухина – это его семья. Родители. Кстати, тоже учителя. Мама – филолог, отец – преподаватель физики и математики. Жена Наташа. Учительница. Познакомились будущие супруги еще в школе, вместе учились в Барнаульском государственном педагогическом университете. Уже семь лет они вместе строят семью и два года – свой собственный дом. Наташа и Коля Марухины характерами дополняют друг друга. Николай – спорщик, азартный человек. Наталия – очень спокойная, домашняя, настоящая хранительница семейного очага. Педагогическое крещение Наташа получила во вспомогательной школе, где несколько лет проработала воспитателем. Нелегко пришлось – и детей было жалко, и себя. Плакала вечерами, но наутро снова шла в класс. Такой опыт стоит многих лет спокойного труда в городской гимназии. Теперь Наташа работает вместе с Николаем, ведет русский язык и литературу в среднем звене.

Ближний круг существует не только в настоящем. В него незримо входит будущее, ради которого и строится большой, просторный дом с камином и хорошей библиотекой. В этом кругу и предки, о которых Петрович знает не хуже, чем о правителях России: “Я историю семьи лет на сто знаю, с конца XIX века. По маминой линии уже давно в Сибири живут – чалдоны, сибиряки. По папиной есть украинцы, в годы столыпинской реформы пришли из-под Воронежа. А дед моего отца – терской казак, георгиевский кавалер, участвовал в первой мировой. Фамилия его была Марухна. Это в советское время ее русифицировали, и стали мы Марухины”.

“Но я совсем не такой уж старый.

Мне на вид – ровно 25″.

(“Пятнадцать к тридцати”)

Он всегда был Петровичем. Независимо от возраста. Когда человека так называют, значит, во-первых, уважают, а во-вторых, – признали остроумным рассказчиком. Ведь Петрович – персонаж из анекдотов. Аналогия вполне уместная. Шутить Марухин умеет и анекдотов знает великое множество, когда-то даже собирал коллекцию. У него и в биографии немало анекдотичного. Например, тот факт, что родился Николай в Малахово, а живет… в Малахово. Уловили? В Алтайском крае два села так называются. Одно в Алейском районе, другое – в Косихинском. Ну и путают их постоянно все – от сотрудников паспортного стола до почтальонов и телефонистов.

Но шутки шутками, а Петровича действительно уважают – за ум, за то, что всегда можно от него получить дельный совет – юридический, например, или строительный. Между прочим, слава эта началась с тех времен, когда 11-летний Петрович только переехал с родителями и младшим братом из родного Малахова. Екатерина Шершнева, директор школы, знает своего историка с детства – вместе учились, только она на четыре класса старше. И помнит, как новый мальчик сразу произвел впечатление: “Петрович всегда был особенный. Школа небольшая, отличниками не блещет. Хороших учеников сразу видно. Помню разговоры шепотом – вы знаете, приехал… Такой умный!”

Но если вы думаете, что малаховский историк – ангел, вы ошибаетесь. Характер у Николая Марухина – не “подарок”. Спорить с ним не стоит – все равно проиграете. Если Николай в чем-то уверен – это продуманная позиция, от которой он не отступится. И доказать свою точку зрения сумеет, тем более что исторические аргументы всегда “под рукой”. Зато столь же рьяно Петрович защищает интересы друзей. И если что-то обещал – так же упрямо исполняет. Это свято.

Помните, в фильме “Ирония судьбы”подруги нахваливают героиню: “Ее любит педагогический коллектив! И даже дети!”Так вот, Петровича тоже любят “даже дети”. За то, что на уроках весело и “жутко”интересно. За то, что Николай Петрович всегда выслушает мнение ученика и, даже если школьник не прав, но искренне старался найти верное решение, скажет: “Мы сейчас эту мысль отложим в сторону, хорошо?”Восьмиклассники так пояснили свой интерес к истории: “Узнаешь, что было до того, как нас еще не было. Даже самому не верится, что это правда. Николай Петрович столько знает! Очень много. Расскажет то, что нигде не прочитаешь”. А еще Петрович никогда не заставляет своих ребят работать ради оценки. Больше того, отличников и хорошистов не выделяет. Скорее похвалит того, кто на школьном представлении блеснет: “Учеба – это ваше личное дело, а внеклассная работа – общественная”.

На уроках Николая Марухина не соскучишься. Словно попал на футбол и стоишь в воротах. В любую минуту может последовать мяч-вопрос. Новую тему тоже можно начать с вопросов и ни разу не сбиться на лекцию-объяснение. На уроке обществознания ребята способны разобраться, что такое дружба, опираясь на свой собственный жизненный опыт. А понять, почему возникли города в средневековой Европе, можно, логически рассуждая и анализируя текст параграфа. Конечно, самое сложное – сделать выводы. Вот когда “сто потов”с учителя сходит. Ведь стоит сказать нужные слова вместо ребенка – и все пропало. Но сами дети не замечают этого пота, не знают, какое это искусство – незаметно “подвести”класс к решению проблемы.

Петрович в свои 30 лет легко находит общий язык с “гавриками”. Но уже волнуется, что скоро разница в возрасте может нарушить контакт между ним и ребятами. И тут он не прав – Петровичи не стареют.

“Не дай вам Бог хоть раз зайти

на сцену

С той стороны, где дверь

“Служебный вход”.

Где все имеет подлинную цену,

Где все не так, где

все наоборот”.

(“Посвящение артистам”)

Медом учительскую жизнь в селе не назовешь. И дело не только в трудностях быта. Хотя и это есть. Педагог, например, не может себе позволить содержать столько скотины, сколько другой деревенский человек. Просто времени не хватит. Но тут и другая проблема. Учитель, сельская интеллигенция – всегда на виду. Живешь как в аквариуме. И будь добр соответствовать репутации! Да еще учтите, что в деревне педагог работает круглосуточно. Вот они, ученики и родители, – встречаешься с ними по десять раз на дню.

Пять лет назад, в 1994-м, все будничные проблемы отошли на второй план. Школа в Малахове сгорела. Все пять лет, пока не поставили новое здание, жили табором. Каждый день автобусы отвозили ребят в соседний поселок Украинский, в местную школу, а вечером привозили обратно. Учились во вторую смену. Представляете, каково это – приходить в гости учиться? При том, что школа для сельского ребенка все – и место учебы, и клуб по интересам, и дискотека, и библиотека, и кабинет психолога.

Иногда на Украинку невозможно было попасть – в Сибири зимой нередки такие бураны, что света белого не видать. Однажды в непогоду Николай Марухин и его ученики все-таки уехали в Украинку – предстоял открытый урок по истории. Комиссия из района, напротив, на геройский поступок не решилась. Когда малаховцы возвращались несолоно хлебавши, то застряли в дороге. До сих пор вспоминают, как помощь вызывали, как выбирались.

Все это позади. С 1 сентября ребята и учителя живут в собственном школьном доме. Новом, светлом, чистом. Правда, голом и пустынном, как Земля в первый день творения. Кроме парт, стульев и досок – ничего. Но жизнь налаживается. Недавно на подаренные краем 70 тысяч купили оборудование для столовой и лингафонный кабинет.

“Давайте делать просто тишину.

Мы слишком любим собственные речи.

И из-за них не слышно никому

Своих друзей на самой близкой встрече”.

(“Паузы”)

Ректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук Юрий Долженко о победителе краевого конкурса “Учитель года”отзывается нежно – талант. И с сожалением признает, что у Марухина не так много возможностей для совершенствования: “Ему сложнее это делать, сельский учитель географически изолирован от центра. К тому же Николай Петрович – один историк в школе. Нет профессионального общения”.

Зато в Алтайском крае есть сообщество участников конкурса “Учитель года Алтая”разных лет. Это особое братство. Заключительный этап краевого конкурса на Алтае длится неделю. И каждую свободную минуту учителя посвящают общению, которое для многих в другое время недоступно. Алтай – огромная страна. До некоторых районов из столицы края надо добираться 10 часов поездом!

Марухин вошел в круг общения конкурсантов и “закрепился”в нем надолго. Он готов его “обустроить”. В будущем году на Алтае пройдет десятый, юбилейный краевой “Учитель года”. Петрович будет в жюри. Трудная работа. Ведь наверняка, вспомнив себя, начнет “болеть”сразу за всех участников.

Нелегкое дело – выстроить отношения с коллегами на работе, с соседями по двору, с друзьями, даже с родными. Выстроить так, чтобы всем было уютно в радости и легче в горе. Вы никогда не задумывались, что есть рядом с нами люди, которые умеют это делать? Незаметно, с шуткой-прибауткой или даже молча они могут вовремя подлатать ссору, зарыть “топор войны”, поздравить с днем рождения, о котором все забыли. Они стержень мира, который вокруг них. И если эти люди исчезают, мир рушится.

Николай Марухин – именно такой человек. Хотя, конечно, сам Петрович с таким определением никогда не согласится. Скажет: я – обычный, нормальный человек. Он не любит красивых фраз о патриотизме, любви к Родине. “Патриотизм – это забота. Я забочусь о своей семье. Помогаю кому-то еще. Если все так делают, то моя родина в порядке. Мой мир в порядке – это в моем понимании и есть патриотизм”.

Оксана РОДИОНОВА

Фото автора

с. Малахово,

Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте