search
main
0

А ИКТ научат говорить

Хорошая речь – это важнейшее средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим нас миром, основа успешности процесса обучения в школе, способ получения удовольствия в духовной сфере.

Впрошлом учебном году я работала с первым классом по образовательной системе «Школа России» и столкнулась с трудностями. Дети пришли в школу с определенным запасом слов и оборотов для выражения мыслей и чувств, у многих бедный словарный запас, общее недоразвитие речи с серьезными дефектами звуко-произношения. Первоклассники не умеют строить самостоятельно связный рассказ, повторяют в предложениях одни и те же слова. Причины подобной ситуации, думаю, известны каждому педагогу: врожденные заболевания, двуязычные дети (билингвы), низкий уровень читательской активности в семье, сокращение общения друг с другом во многих семьях.

Моя задача как педагога – преодолевать эти трудности. Я предложила некоторые пути решения этой проблемы. Известно, что важнейшее условие развития речи учащихся – тщательная подготовка материала для речевых упражнений, забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Детей необходимо вооружить средствами языка, дать им образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное чувство языка.

Многолетний опыт работы был связан с поиском нетрадиционных педагогических методов и подходов в обучении и воспитании детей. Я много лет руковожу кукольным кружком «Колобок», работа в котором, бесспорно, способствует развитию речи учащихся. Элементы арт-педагогики как нельзя лучше могут решить эту методическую задачу, однако по некоторым причинам не способны охватить всех учеников класса.

В нашу педагогическую деятельность буквально ворвались инновационные технологии, бесспорно, дающие возможность индивидуально развиваться и обучаться каждому ребенку по индивидуальной траектории, помогающие и облегчающие труд учителя. Помощником в создании всех условий стало использование ИКТ на уроках в начальной школе.

«Золотое правило дидактики – наглядность» (Я.А.Коменс-кий). Мультимедиасистемы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения – до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность уроков с использованием ИКТ.

В своей работе я активно применяю электронные приложения к УМК «Школа России», мультимедийные приложения к различным методическим пособиям, диски с литературными и народными сказками, которые читают выдающиеся деятели нашей культуры, чья речь является образцом для подражания. На уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии, во внеурочной деятельности компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля. Дети самостоятельно работают над мини-проектами к урокам, постепенно овладевая клавиатурным письмом и азами программы «ПервоЛого».

После всего 3 месяцев обучения я уже увидела результаты своей работы. У детей повысилась общая мотивация и интерес к обучению, соматически ослабленные ученики, с невысоким уровнем памяти, внимания выполняют творческие работы (устные сочинения, стихотворения), двуязычные дети успешно овладевают устной речью, но, к сожалению, об успешном овладении письменной речью говорить пока еще рано.

Никто не будет спорить с тем, что XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. ИКТ-поддержка не панацея от всех бед, но важный инструмент для достижения поставленной цели. Владение современными средствами подачи программного материала благотворно сказывается на мотивации детей к обучению, способствует развитию универсальных учебных действий, развивает речь, без которой успешная учеба невозможна.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте