Светлана ГЕТТО, учитель начальных классов школы №599: – Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданин – человек, имеющий глубокие корни, уважающий законы и культуру общества, в котором живет, обладающий чувством патриотизма, но это не только проявление готовности отдать жизнь за свою страну, а проявление любви к своей большой и малой Родине, желание и стремление улучшить жизнь своего общества. Не случайно, в своих письмах к сыну Сухомлинский писал, что главное в воспитании – воспитание гражданственности.
В национальной доктрине образования Российской Федерации сказано, что одна из основных целей образования – воспитание патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих свободы и права личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов. Эта цель стоит перед всеми образовательными учреждениями. Прежде всего – перед школой. Ведь школа, по мнению академика Дмитрия Лихачева, – прежде всего воспитательное учреждение, а не просто учебное. Значит, роль школы в формировании гражданского общества и есть воспитание истинных граждан.
Воспитание начинается с раннего детства, в семье. Для большинства родителей большое значение имеет не всестороннее развитие личности их ребенка, а образование, достаточное для того, чтобы выдержать экзамены, занять престижное место, поступить в такой-то институт или обосноваться в таком-то учреждении. Эти соображения, по-человечески понятные, и ответственность за их ограниченность лежит не только на родителях, они – следствие утилитарного отношения к культуре. Мы знаем, что истинная цель воспитания гражданина – максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить. Тогда ребенок осуществит свое предназначение, приобретет достоинство и стойкость, а став взрослым, будет эффективно трудиться без лжи и корысти над созданием гармоничного и упорядоченного общества.
Один из самых ужасных недостатков большинства современных людей – их малая человечность. Они поразительно нечутки к чужим переживаниям и слишком безучастно относятся к людям. Мысль о заработке и связанных с ним преимуществах заняла так много места в сердце, что всему остальному в этом малогуманном сердце негде поместиться. Именно школа сегодня должна больше говорить человеку о человеке, она должна быть школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача – создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих соотечественников.
Современная школа поставила на одну ступень со знаниями характер человека и его способность нести обязанности в отношении себя, семьи, общества. Реализуя это направление, школа воспитывает человека, способного к самоопределению и самореализации в обществе, а следовательно, играет огромную роль в формировании гражданского общества.
Комментарии