search
main
0

А если умножить добро…

​В современном мире есть место для доброты. Об этом часто забывают, порой она бывает немодной, невостребованной, но она есть.

В воспитании подрастающего поколения в настоящее время чаще ориентируются на развитие качеств успешного прагматика. Последствия формирования у общества потребительского мышления проявляются в том, что молодое поколение, как правило, стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в жизни не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. Молодежь зачастую склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход. Как следствие вне поля нравственного зрения остаются такие простые человеческие качества, как милосердие, сострадание, доброта. Поколение технического и информационного прогресса порой не готово не в виртуальном пространстве, а в реальной жизни увидеть боль и страдание человека, прийти на помощь тому, кто нуждается в поддержке. Поэтому воспитание и развитие нравственных качеств у подрастающего поколения необходимое составляющее звено процесса воспитания в целом.Конечно, формирование нравственных ценностей ребенка начинается в семье, где он получает жизненные ориентиры. Но, идя по пути социализации, вступая во взрослую жизнь уже в качестве ученика, ребенок продолжает развиваться и совершенствоваться, в том числе и нравственно. В дошкольном и школьном возрасте на подрастающую личность оказывает воздействие множество факторов, которые ежедневно влияют на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Отсюда следует, что образовательная среда, в которой находится ребенок, также оказывает существенное влияние на развитие нравственности подрастающей личности. Современная школа имеет большие возможности для реализации поставленных целей и задач в воспитании личности ребенка. Благодаря богатым информационным ресурсам, колоссальному педагогическому опыту, развитой социокультурной среде педагог имеет все необходимые инструменты для передачи и трансляции нравственных ценностей, для развития детских душ. Основной вопрос заключается в желании ребенка идти по дороге развития нравственной личности.Еще В.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он утверждал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, потребности, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет сущность нравственного воспитания.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Чем больше образцов нравственного поведения мы продемонстрируем нашим детям, тем чаще мы увидим в них проявление достоинства, благородства, понимания. Руководствуясь взрослым примером, ребенок захочет проявить свои лучшие качества в отношении себя и окружающих, продемонстрировать готовность воспринимать и впитывать лучшие образцы нравственных ценностей. Это непременно будет способствовать формированию Человека, достойного члена общества.Одна из форм нравственного воспитания – детское благотворительное движение. В нашей школе это благотворительный проект «А если умножить добро…». Что такое благотворительность? Благотворительность (филантропия; от греч. phileo – любовь и vi anthropos – человек) – деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их для содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Благотворительность – это социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, в основе которой лежат нравственные ценности альтруизма, коллективизма и сострадания.Работа над социальным проектом «А если умножить добро…» в школе №1359 началась два года назад. Его автором стала ученица 2-го «А» класса Анастасия Фомина под руководством учителя начальных классов А.Завершневой. В основу проекта легла история игрушечного мишки, который потерялся в Греции во время отдыха Насти с родителями. Благодаря бескорыстной помощи разных людей мишка вернулся к Насте уже в Москву и стал символом проекта, эстафетной палочкой добрых дел. Настя и ее одноклассники стали инициаторами и распространителями добрых дел. Они хотели, чтобы и другие дети узнали, что такое благотворительность и милосердие, помогли понять, что и они тоже могут творить добро.Конечно, учащиеся не могут заниматься благотворительностью самостоятельно, но при помощи и поддержке взрослых они становятся ее инициаторами. Именно так и произошло с проектом «А если умножить добро…». Анастасия со своей мамой открыла страничку в интернет-пространстве, в «Живом Журнале», где активно освещает все новости проекта. Новости проекта освещают и на сайте образовательной организации. Свою деятельность участники проекта начали с того, что познакомились с благотворительными фондами, подружились с их координаторами. Сегодня проект взаимодействует с фондами «Подари жизнь», «Созидание», «Галчонок», «Виктория», «Русская береза», «Старость в радость», «Как помочь.ру», «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Благодаря этим связям участники проекта узнают, кто нуждается в помощи. Этот проект стал делом, которое объединяет всех участников образовательного процесса: от самых маленьких воспитанников дошкольного отделения до первоклассников, родителей и педагогических работников образовательной организации. Деятельность по оказанию благотворительной помощи нуждающимся ребята назвали «Эстафетой добрых дел». В рамках проекта в школе №1359 проходят акции по сбору подарков для детей, находящихся на лечении в онкологическом центре во Владимирской области, для детей с заболеваниями центральной нервной системы, для людей старшего поколения, проживающих в домах-интернатах, для Красноборского детского дома Архангельской области, Реабилитационного центра «Незабудка», «Дома милосердия» в Тульской области, для малоимущих и малообеспеченных семей в Омской, Брянской, Ярославской, Калужской, Костромской областях, Удмуртии. Были проведены сборы помощи «Коробки смелости» для детей, которые проходят долгое и тяжелое лечение в Центре детской гематологии в Москве, а также для детей Краснодонского детского дома в Луганской области.Обучающиеся школы №1359 принимают активное участие в акциях «Станем помощниками Деда Мороза», «30 незабытых дней рождения», «Из добрых рук» (сбор книг для сельских библиотек), сбор дисков с мультфильмами и детскими фильмами для ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, «Сбор подарков ветеранам к Дню Победы».Постепенно проект, автором которого стала Анастасия Фомина, вышел за рамки школы и получил активную поддержку многих неравнодушных детей и взрослых. К «Эстафете добрых дел» присоединились дети из разных уголков России, к проекту «А если умножить добро…» – учащиеся из других школ Москвы, ребята из школы №65 Екатеринбурга, лицея №5 Уфы, Санкт-Петербурга, Сочи, УВК №1 Донецка на Украине. Проект активно поддержала команда КВН «Уральские пельмени». За время существования проекта о нем узнали не только в России, но и за рубежом. И в этом помогает символ проекта – игрушечный мишка.В составе правозащитной организации «Фронтлайн» мишка участвовал в велопробеге по городам Ирландии, побывал в Женеве и участвовал в 49-й сессии ООН против пыток. Мишка побывал в Амстердаме на Детском Евровидении вместе с молодым начинающим репортером Иваном Смидовичем, а возвращался с победительницей конкурса – украинкой Анастасией Петрик. Мишка был в Женеве, где участвовал в награждении международной премией правозащитного движения – премии Мартина Энналса, в составе группы российских правозащитников СМГ (Сводная мобильная группа).Деятельность Анастасии и ее соратников высоко оценила Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце». Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце» – это рассказ об уникальных человеческих историях и судьбах, примерах преодоления себя и сложных жизненных ситуаций, примерах бескорыстной помощи, доброты и неравнодушия. Анастасия Фомина стала обладателем почетного нагрудного знака «Горячее сердце».Социальный проект «А если умножить добро…» живет и развивается, к нему присоединяются все новые и новые участники, под эгидой проекта проходят новые акции, и помощь приходит туда, где ее очень ждут. Работа над проектом показала, что одним маленьким примером неравнодушия, желания помогать, проявлять свою социальную активность можно достичь больших результатов. Демонстрируя окружающим свою активную жизненную позицию, мы тем самым даем многим ориентир, направление пути, что наиболее ценно и важно, приобщаем наших детей к ценностям добра, милосердия, веры, развиваем их духовно и нравственно.Жанна КАМЫШЕВА, педагог-психолог школы №1359

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте