search
main
0

А двойки ставить будем? Или Кому нужна вечерняя школа…

Вечернее обучение. Оно по-разному называлось. Сначала – “ликвидация безграмотности”. После войны много оказалось молодых людей, не умеющих читать и писать. Наша святая обязанность была научить их грамоте. Учили безвозмездно, без дополнительной оплаты. С введением обязательного семилетнего, а потом и восьмилетнего образования открылись вечерние школы для работающей молодежи. А уж с введением среднего образования в “шарамыги” загоняли всех, у кого его не было. Вот уж пришлось нам, учителям, побегать по предприятиям, по квартирам с целью агитации!
Но и эта волна схлынула. Последнее десятилетие никто никого не загоняет в вечернюю, да и в дневную тоже. Вольному воля. А вечерние не умирают. Наоборот! Идет туда молодой народ! Зачем? За аттестатом.
Кого нынче не берут в десятый класс самой захудалой общеобразовательной школы? Тех, кто учиться не хочет или не может. В том и другом случае у этих ребят нет знаний. Чаще всего у них по всем предметам тройки. Цену тройки мы, учителя, прекрасно знаем. А еще в каждой школе есть классы выравнивания. В них ребят из класса в класс переводят условно. Вот многие из них и приходят в “вечерку”, конечно, под давлением родителей или инспектора по делам несовершеннолетних.
А теперь приглашаю пройти со мной на урок истории хоть в девятый, хоть в двенадцатый класс. Хорошо, если там окажется половина списочного состава. Но мы отсутствующих не отметим. Зачем? При любых условиях мы обязаны выпустить их из школы с аттестатами. Неписаный закон выполняется безукоризненно. К чему прогулы! Документация в школе в порядке. И даже накопляемость оценок. Против каждой фамилии стоят тройки.
После длительного перерыва (лет 15) мне снова пришлось соприкоснуться с вечерней. Удивил контингент девятиклассников: школьники 13-14 лет. Их сверстники учатся днем в школе, через дорогу. В 12-м классе картина более отрадная: один военнослужащий, есть молодые мамы. Люди взрослые. Эти понимают, зачем пришли в вечернюю школу. За знаниями. Так думала я…
Через несколько уроков почувствовала напряжение в классе. Все больше прогульщиков именно на моих уроках. Выясняю причину. А ученики и не скрывают ее. Открытым текстом заявляют: “Зачем вы нас спрашиваете? Нас не спрашивают, а диктуют. Мы записываем”.
Следующий момент. Педсовет о допуске к экзаменам. Давно работающие учителя задают вопрос: “Двойки ставить будем на экзаменах?”
Экзамены. Сочинение. Все взяли одну тему. Никто тему не раскрыл. Об ошибках молчу. Изложение в 9-м классе. Попросила учителя не помогать в грамматике. Один ученик не сумел передать содержание после нашего многократного прочтения. А ошибки? Все написали на “неуд.”. До двадцати двух ошибок! Проверили честно, красными чернилами. И всем поставили… тройки. Нет, одну двойку все же решили влепить тому ученику, который не передал содержание. И по истории ему “два”. Этот ребенок не подлежит обучению. Хотя медицинского заключения, естественно, он не имеет.
В итоге. Всем двенадцатиклассникам выдали аттестаты о полном среднем образовании, девятиклассникам тоже, кроме одного. Небывалый случай! Родители поехали с жалобой на школу в роно. Тут же комиссия, которая пыталась выяснить, зачем мы это сделали, чего добиваемся, что хотим изменить. “Аттестат выдать и таких казусов впредь не допускать, виновника – уволить!” – под конец “проверки” велело начальство.
Пытаюсь доказать коллегам, в чем наша вина. (Никто себя виновным не считает. Наоборот: “Мы делаем благородное дело, не даем ребятам болтаться по улице, отвлекаем от пагубных поступков. А что знаний у них нет. Ну и что? Наши выпускники поступают даже в институты. Правда, платные, но это честнее, чем купить диплом в метро). Не могла я убедить коллег, что наша вина много глубже, что наши попустительство, беспринципность приносят глубинный вред государству. Не правительству, а Отечеству. Создалось общественное мнение, что вечернее образование – мираж. В России учат плохо, коли такие выпускники получают документы об образовании.
Нет, я не против вечернего обучения. Учить нужно! Но самая большая радость для учителя, когда он ставит оценку, соответствующую знаниям. И непомерный груз взваливает на свои плечи, когда понимает, что не научил, а выдал, что обворовал. И ученика, и Отчизну.
Не подписываюсь – боюсь за коллег, работающих в вечерней школе.

От редакции.
А что думаете о вечерней школе вы? Разделяете ли точку зрения автора? Напишите нам, кого и как сегодня должна учить вечерняя школа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте