search
main
0

А древо жизни пышно зеленеет! Уроки Ольги Захаровой далеки от сухой теории

У Ольги Захаровой, биолога ковровской школы №9, совсем скоро день рождения. Апрельский день, наполненный пением птиц, запахом пробужденной земли, едва уловимым шуршанием открывающихся почек, а иногда даже ранним цветением деревьев, сам по себе лучший подарок. Но он, конечно же, не будет единственным. Ольгу Александровну поздравят ученики, коллеги, выпускники и родители. Желающих вручить подарок наверняка будет много, но в щедрости природе не будет равных.

Неповторимое, ни с чем не сравнимое ощущение счастья весеннего праздника Ольга Александровна ощутила уже в раннем детстве. Не потому ли вся жизнь ее связана со всем живым и растущим? На эту мысль меня натолкнули строки в эссе моей героини: «Думаю, никто не остается равнодушным к весне. Природа пробуждается от зимней спячки, стряхивая с себя оковы ледяного заточения, волей-неволей вовлекая нас в свой жизненный круговорот событий. Вот и я на волне весеннего ветерка начала и продолжаю свой жизненный путь».В разговоре со мной Ольга Александровна не скрывает, что с нетерпением ждет момента, когда можно будет заниматься землей. Кому-то это покажется странным и непонятным, но биологи мою героиню точно поймут. Они знают, как земля зовет человека, требуя его участия в важном деле обновления. Ольга Александровна уточняет, что притяжение взаимное: человеку работа на земле дает не меньше, а может, и больше: «Когда я погружаю руки в землю, все тревоги и переживания, которые в школе казались огромными, мельчают и уходят прочь. Меня охватывает спокойствие, я начинаю чувствовать себя свободным человеком, и радость жизни возвращается ко мне с новой силой».То же самое дает и городскому человеку общение с природой. Даже небольшая прогулка в лесу способна обновить утомленную душу, стряхнуть с нее бремя суеты, на многое открыть глаза.Ольга Александровна искренне сожалеет, что в школьной программе по биологии не заложены часы на общение детей с природой. Сдвоенных уроков вообще не предусмотрено, а в течение сорока пяти минут немыслимо организовать полноценную экскурсию даже по пришкольной территории (если таковая имеется), не говоря уже о походе или поездке в городской парк или пригородный лес.  Видео, анимация, даже высокого уровня презентации не могут заменить ребенку живой природы. Сами дети замечают, что картинки мало похожи на оригинал, а уж учителю это видно как никому. Захарова часто использует на своих уроках примеры из жизни. У большинства ее учеников есть дачи, многие вместе с родителями проводят там теплые весенние и летние дни, кто-то из ребят даже помогает на огороде. Ольга Александровна нередко задает ученикам вопросы, связанные с выращиванием плодов, ягод и овощных культур. Ее ученики отлично знают, для чего нужна обрезка деревьев, побелка стволов, зачем обрывают помидорные и виноградные пасынки, стрелки чеснока, для чего обрезают усы у клубники. Знают, почему крестьяне не рады слишком ранней весне, чем грозят майские заморозки и июльская засуха, а также почему нельзя чрезмерно поливать грядки с луком и чесноком. Привлекая жизненный материал, Ольга Александровна получает возможность заинтересовывать каждого ученика. Далеко не все собираются связывать свою профессиональную жизнь с биологией или медициной, но ориентироваться в практических вопросах хочет каждый. И уроки Ольги Александровны помогают в этом – тем они интересны и увлекательны. Еще для повышения мотивации своих учеников Захарова использует задания на самостоятельный поиск неизвестных интересных фактов о том или ином ученом, факте или явлении. Когда дети ищут в открытых источниках не просто текст определенной тематики, а отбирают из найденного наиболее ценное и важное, они прочитывают его внимательнее, осознаннее воспринимают материал. Навыки отбора информации, полученные при выполнении таких заданий, помогают ученикам при составлении графических конспектов – в своей работе Ольга Александровна часто использует метод конспектов. «Выделить ключевые слова, отделить главное от второстепенного многим бывает очень непросто, – рассказывает она. – Но если дети занимаются этим постоянно, а не время от времени, то накопленный опыт дает результаты. Тем более дети знают, что моя цель научить, а не поставить оценку. Каждый может подойти ко мне на перемене или после уроков. Я всегда готова объяснить и помочь, поэтому страха перед подобными заданиями у детей нет».Конечно, понимание детской психологии – умение разглядеть тревогу, почувствовать эмоциональный настрой каждого ученика, увидеть, что мешает ему сделать работу достойно, – к Захаровой пришло не сразу. Сама она в институте была отличницей, перфекционисткой. Влюбленная в биологию, она отличалась большой требовательностью к себе и требовала такой же любви к предмету от других. Разумеется, ее ожидания в полной мере не могли оправдаться. Сегодня Ольга Александровна признает, что поначалу ее требования к ученикам были сильно завышены. Понять это помогла Тамара Михайловна Еремеева, самый опытный и уважаемый биолог в Ковровском районе. Ольге Александровне повезло – она пришла именно в 9-ю ковровскую школу, где много лет работала Тамара Михайловна. Ее добрые советы и помощь были для молодого учителя бесценными. Наверное, во многом благодаря неравнодушию старшей коллеги, ее мудрости, да и просто человеческому участию Ольга Александровна пережила трудное время профессионального становления, не разочаровалась в себе и учениках и осталась в школе. «Мне кажется, очень важно, чтобы в первые пять лет молодого педагога поддержали опытные и внимательные учителя, – говорит Ольга Александровна. – Если в этот период он не уйдет из школы, то останется там надолго. Это так же, как и в семейной жизни: если муж и жена не развелись в первые пять лет, то скорее всего надолго сохранят семью».Вообще же – и здесь я должна сделать отступление – Ольга Александровна не собиралась быть учителем: будучи подростком и старшеклассницей, не представляла себя в роли учителя. Мечтала стать врачом, люди в белых халатах с детства были идеалом Оли. Кстати, она и сегодня не оставляет мысль получить медицинское образование, хотя бы среднее. Это для того чтобы помогать близким –  родителям, сыну, младшим брату и сестре (она в семье старшая), их детям – своим племянникам. (В роду только мальчишки. «Настоящая футбольная команда», – шутит Ольга Александровна.)Ольга росла активной и очень ответственной: была председателем совета отряда, дружины, пионервожатой. Бесконечные сборы, линейки, смотры художественной самодеятельности, тимуровская работа, сбор макулатуры и металлолома, кружки. «Но уже тогда я отметила, что знания, которые я добываю сама, дают возможность реализовать себя, формируют уверенность в себе, влияют на становление самостоятельной личности. Многие мои учителя стали навсегда примером верности своему делу», – вспоминает она сегодня. Еще одной школой стала поездка во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок». «Те, кто себя называет орленком, пронесут гордое имя через всю свою жизнь. Советское время многие ругают, а я благодарна родителям, что появилась на свет именно в этот период, когда ценились дружба, ответственность, активная жизненная позиция. Все это хорошее я взяла с собой во взрослую жизнь», – написала Захарова в своем эссе. – Но как же все-таки получилось, что вы в школе? – этот вопрос задавали ей все журналисты, начиная с победы на муниципальном этапе.История вполне банальная. Не поступив с первого раза в медицинский, Захарова решила не терять времени и поступить во Владимирский педагогический на биофак, поучиться там год, а дальше снова штурмовать медицинский. Но человек предполагает, а мудрая судьба прядет свою пряжу…Уже на первом курсе Ольга поняла, что учиться на биофаке ей очень нравится. Хорошими оказались сокурсники, очень грамотными были преподаватели. Вызывал уважение не только их профессионализм – все они были личностями, интересными людьми. Общение с ними обогащало и радовало. Особенное место занимали лекции и занятия по ботанике. Раиса Евгеньевна Азбукина творчески подходила к преподаванию дисциплины, которую считала самой интересной и важной. Она водила студентов на экскурсии, открывая для них удивительный мир растений. Ольга Александровна впервые увидела, какую радость получает человек, бескорыстно делящийся с молодым поколением своими знаниями. Раиса Евгеньевна была первым человеком, который пробудил в студентке Оле интерес к педагогике. Она решила доучиться до конца и пойти работать в школу. Вот так один талантливый человек может повлиять на траекторию судьбы. Ученики Ольги Александровны тоже нередко меняют свои первоначальные планы благодаря урокам биологии. Нередко выпускники 9-й школы выбирают медицину и фармакологию. Биология в чистом виде привлекает немногих, поскольку детям сложно представить будущую работу, хотя сегодняшняя биология, и особенно бионика, возникшая благодаря сотрудничеству с радиофизиками, считается одним из самых перспективных научных направлений. Родители сегодняшних школьников этого не знают, а именно они, как правило, выбирают для своих детей высшие или средние учебные заведения. Ольга Александровна на своих уроках нередко рассказывает ученикам о передовых разработках современной науки. Ей и самой интересно все, что связано с новейшими исследованиями в сфере биологии и экологии. А когда интересно учителю, он делает все, чтоб заинтересовать ученика. Темы для научных конференций тоже рождаются из живого общения учителя с учениками. Для своих работ воспитанники Ольги Александровны выбирают темы, связанные с биологическими методами защиты растений, изучением популяции диких животных, особенностями восприятия городской среды жителями разных возрастов. Быть в курсе всего нового и передового Захаровой помогают и врожденная любознательность, которая, как известно, никуда не уходит с возрастом, и стремление постоянно двигаться вперед, расти профессионально. В прошлом году оно подтолкнуло Ольгу Александровну выйти на сайт МГУ в поисках летней школы для биологов. И ей несказанно повезло. Оказалось, что на всех факультетах прием заявок уже закрыт, остались места лишь в одной школе, биологической. Время, проведенное с коллегами и единомышленниками в живописном месте Подмосковья – Звенигородской биостанции МГУ, она вспоминает как один из самых счастливых периодов своей жизни. Сколько увлеченных любимым делом людей она встретила! Как много нового узнала! Вставали слушатели летней школы в шесть утра, ложились в два ночи, и все равно времени не хватало, хотелось еще и еще узнавать новое. Праздник интеллекта продолжился в Мытищах. Здесь тоже Ольга Александровна чувствовала своей себя среди равных. «Нас, конкурсантов, отличает одна особенность – не встретишь тусклого взгляда, все полны идей, у всех глаза горят, – рассказывает Ольга Александровна. – Очень приятно было познакомиться с многими своими коллегами. И не только биологами. Конечно, мы общались с Аллой Головенькиной и другими биологами – все они были очень сильными, со многими из них продолжаю общаться и сейчас. Но я подружилась и с Ольгой Николаенко, Анной Дубовицкой, Юлией Девятых, Катей Владимировой. Все они охотно делились своими наработками, поддерживали друг друга эмоционально. Большая удача – узнать таких замечательных людей».Хочется пожелать Ольге Александровне и новых удач. Пусть будут в ее жизни новые победы, пусть радует земля, пусть вдохновляют дети. Пусть древо ее жизни пышно зеленеет!Методический материал Ольги Захаровой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/167.Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/63.Ковров, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте