В январе 2006 года около семидесяти человек собрались в Подмосковье на семинар по обмену опытом проведения языковых летних лагерей в России. Семинар спонсировал Офис по английскому языку (ОАЯ) посольства США в Москве. В организации мероприятия также приняли активное участие Американские советы. Собрались педагоги, побывавшие на стажировке в США, российские юноши и девушки, проучившиеся в США в течение года по обменным программам, американцы, которые сейчас работают в России.
Все выступления, лекции, мастерские можно условно разделить на две части: обмен опытом по организации летних языковых лагерей для молодежи; повышение квалификации педагогов. Летние языковые лагеря справедливо считаются составной частью образовательного процесса. Это способ обогатить знание языка и культуры. Все, что работает на уроке, может пригодиться и в лагере. То, что имело успех в лагере, может пригодиться на уроке. Например, в летнем лагере можно разучить несколько песен и петь их вечерами у костра, подготовить драматическую сценку, показать целое представление. Во время учебного года песни могут стать речевой разминкой, а сценка пригодится для школьного праздника. Особо понравившуюся школьникам тему, например «Здоровый образ жизни», можно видоизменить и использовать в летнем лагере в качестве речевой разминки перед соревнованиями в беге или плавании.
Несколько докладчиков, например доктор филологических наук Гузель Нежметдинова (Казань), доктор филологических наук Вячеслав Швайко (Уфа), показали видеозаписи о своей работе. Они делают ударение на углубление межкультурных связей, развитие коммуникативных навыков. Как сказали учащиеся из Уфы: «Мы все – матросы на корабле знаний, которые хотят стать адмиралами!» Докладчики также поделились опытом по сбору средств, написанию заявок на гранты. Вячеслав Швайко показал нам презентацию о том, как им удалось организовать видеоконференцию с Вашингтоном. Учитель из поселка Кольцово Новосибирской области Вера Хорошилова рассказала, как им удалось соединить привычный летний лагерь с языковым, как они сумели собрать необходимые средства, чтобы пригласить на лето американских преподавателей английского языка, а главное – детей из малообеспеченных семей. Конечно, летний языковой лагерь – это не только обучение иностранному языку, но и отдых детей, а значит, организаторам нужно думать о таких вещах, как режим дня, питание, спортивные игры… Хотя деньги родителей играют большую роль в организации летнего лагеря, он не должен становиться коммерческим предприятием. Если эта идея найдет официальную поддержку Министерства образования и науки РФ, недостатка в российских и американских педагогах, готовых отдать свое время и силы делу воспитания и образования детей, не будет.
Доктор Джоел Эриксон, региональный директор российских программ, сотрудник российского отделения Американского совета по международному образованию, провел мастерскую для молодежи под названием «Воспитание качеств и навыков лидера». Наблюдая за тем, как внимательно наши ребята слушают доктора Эриксона, видя их живую, непосредственную реакцию на его слова, восхищаясь их готовностью принять участие в любых проектах, решить любые проблемы сообща, я поняла, что международное сотрудничество действительно приносит желаемые результаты. И, как ни парадоксально, помогает воспитывать настоящих патриотов России. Я спросила Алексея Валюгина, выпускника обменной программы FLEX (Foreign Language Exchange), а ныне студента лингвистического университета в Нижнем Новгороде, как ему помог проведенный в США учебный год. «Сначала у меня была обычная реакция: «Как тут, в США, все здорово организовано, как они хорошо живут». Потом я начал учиться, общаться с людьми и понял, что могу вернуться обратно и сделать много хорошего в своей стране. Мой английский стал гораздо лучше, я понял, что значит быть лидером. Не надо ждать, чтобы кто-то пришел и все за тебя сделал – нужно делать самому. Я понял, что работаю на будущее своей страны». Как и другие выпускники программы FLEX, Алексей был счастлив вернуться домой, продолжить образование. Открытость, способность учиться новому, принимать непривычные идеи поражает. Для меня, как и для многих других взрослых участников, эти юные лица – надежда на лучшее будущее для всего мира.
Обсуждение проблемы летних лагерей переплеталось с тренингами для педагогов. Специалист по преподаванию английского языка Кевин МакКой (Калифорния) не один год провел в России, хорошо говорит по-русски. Сначала Кевин показал нам, как можно использовать песни в процессе обучения иностранному языку. Песня не только прекрасный инструмент для языковой практики, она также служит для отдыха, расслабления. Кевин МакКой также говорил о программах телерадиовещания «Голос Америки». Нас познакомили с теми материалами, которые можно бесплатно скачать из интернета. Тексты, аудиозаписи, методические разработки… Ничего негативного, пропагандистского в них нет, времена изменились, теперь это обычные языковые материалы. Хотите узнать все про попкорн? Пожалуйста! Вам нужны аудиозаписи для начинающих? На том же сайте вы найдете Special English – так называемый особый английский, где все записи сделаны профессионалами, которые говорят со скоростью две трети от обычной (то есть на треть медленнее нормы), что позволяет слушателям расслышать все: http://www.voanews. com/specialenglish/index.cfm.
Мы увезли из Подмосковья кипы методических материалов и огромный положительный заряд, радость общения с коллегами из России и США.
Комментарии