search
main
0

А «динозавра» убить! . В английском Мальборо объявили конец домашним заданиям

Несказанно повезло ученикам седьмых классов школы Святого Джона в английском городе Мальборо: их директор совершил беспримерный поступок – он отменил домашние задания.

Известие о неслыханном доселе эксперименте стало в Британии новостью дня. Что и понятно: отменить существовавшую на протяжении всего ХХ века и казавшуюся незыблемой традицию не осмеливался ни один, даже самый радикально мыслящий британский педагог. Домашние задания, как казалось, прочно вошли в число непреложных истин нашей жизни. Однако, как выясняется, так только казалось.

Доктор Патрик Хезлвуд, возглавляющий среднюю школу Святого Джона, считает, что задания на дом есть «отживший свое динозавр», нуждающийся в радикальной модернизации. Что принудиловка домашней работы есть бестолковое занятие для самих школьников и лишняя нагрузка для обязанных проверять их домашнюю работу учителей. По мысли доктора Хезлвуда, свобода от навязанных школой обязательных домашних уроков сможет позволить учащемуся самому решать, что ему интересно и что нет, и выбирать для себя те занятия, которые станут творческими и продуктивными, так как делать он их будет по доброй воле и согласно личным устремлениям. «Они должны будут научиться тому, как учиться, – говорит директор о своих учениках. – Мы перелицовываем домашние задания для ХХI века. Мы пытаемся показать детям, что работа на дом – это не обуза, но свободный процесс познания. «Отменив целиком и полностью задания на дом для семиклассников, директор заметно урезал количество домашней работы и для учащихся 8-х и 9-х классов.

Доктор Патрик Хезлвуд не сомневается, что дети не злоупотребят оказанным им доверием и не забросят книги и учебники куда подальше. В этом, однако, отнюдь не уверены родители тех 250 двенадцатилетних учащихся, которые в порядке эксперимента освобождены директором их школы от домашнего «оброка». Так, мама одного из «освобожденных» сказала: «Моя дочь всегда гордилась своей домашней работой. К тому же задания были для нее необходимым стимулом к работе. И я очень озабочена тем, что доктор Хезлвуд считает все этой ненужной потерей времени».

Нет между тем никаких оснований сомневаться, что вопрос успеваемости прежде всего остального волнует и отважившегося на смелый эксперимент педагога. Тем паче что его школа доселе демонстрировала академические успехи выше среднего уровня. Так, в прошлом учебном году на выпускных экзаменах на «пять» и «четыре» сдали 69 процентов учащихся школы Святого Джона, тогда как средний показатель отличников и хорошистов среди школьных выпускников равен в Англии 53,7 процента.

Но стоять на месте и не двигаться вперед, по мнению руководителя школы из Мальборо, не есть залог успеха. Поэтому он решительно «подписался» на экспериментальный проект, разработанный Королевским обществом искусств (КОИ), одной из задач которого как раз-таки и является «стимулирование учащихся к тому, чтобы они учились распоряжаться своим собственным временем». Это «свое собственное время» отменой домашних занятий директор школы им и предоставил.

Отмена домашней работы – не единственная новация, которую апробирует сегодня средняя школа в Мальборо. Здесь отныне будут реже пользоваться таким инструментом учебного процесса, как выставление оценок, и в большинстве случаев оценивать работы друг друга будут сами учащиеся, но не их учителя. В своей «прокламации», обнародованной на школьном веб-сайте, директор школы заявил, что «не существует такого понятия, как «неправильно». Каково? Революция, да и только!

Однако надобно смотреть в корень: революцию в методиках обучения ищет не одиночка-экспериментатор Патрик Хезлвуд, но система образования Британии в целом. Таких, как директор школы из Мальборо, эта система поощряет, а не отторгает. На продвижение в жизнь экспериментальных методов Королевское общество искусств получило от британского правительства грант размером в 40 тысяч фунтов стерлингов. (2млн. 120 тысяч рублей). Лесли Джеймс, руководитель отдела образования КОИ, заявила, что сегодня новые педагогические методики, разработанные в КОИ, испытываются в 50 школах страны. При этом подчеркивается, что рекомендации КОИ вовсе не призывали школы отменить домашние задания, но выражали лишь свое мнение, а именно: среди того, что задается учащимся на дом, огромное число работы фактически бесполезной.

Было бы между тем ошибкой отождествлять поиски новаторов из Королевского общества искусств с официальными рекомендациями министерства образования. Знака равенства между первым и вторым нет. И визу минобра под экспериментами КОИ, растиражированными школами-смельчаками, искать не стоит. Вот и в данном конкретном случае британский минобр «отмежевался» от соучастия в покушении на домашние задания, заявив, что целевого выделения средств на эти цели Королевскому обществу искусств сделано не было и что, по мнению министерства, «домашняя работа является существенной и важной составляющей качественного образования».

Но разве эксперименты делаются согласно визе? Разве можно выспрашивать лицензию на дерзание? Нельзя. Поэтому директор из Мальборо убил «динозавра» без лицензии, взяв всю ответственность за дерзкий поступок лично на себя.

Лондон

P.S.

Хотелось бы узнать мнение наших читателей по поводу столь смелого эксперимента в одной из английских школ. Свои отклики вы можете отправить по электронной почте: ug@ug.ru или по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1, редакция «Учительской газеты».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте