В школу я вернулась год назад почти без всякого опыта. Моим воспитанникам исполнилось тогда по тринадцать лет, но им было легче, чем мне, потому что они перешли в седьмой класс, продолжали учиться, а я, можно сказать, только начинала работать, учить, наблюдать.
Почему раздражительна сегодня Вера, всегда спокойная и уравновешенная? Отчего замкнулась всегда веселая и открытая Лиза? Из-за чего померкло всегдашнее любопытство в глазах Коли? Почему ушел с дежурства трудолюбивый Леша? Вечные педагогические проблемы встали передо мной во всей своей сложности: как превратить класс из 27 учащихся в дружный коллектив? Как добиться, чтобы интересы и сомнения одного волновали всех, а общие радости и волнения находили отклик у каждого? Как привить любовь к труду? Как увлечь прекрасным? Как пробудить в детях интерес к познанию мира? Десятки, сотни вопросов ждали незамедлительного ответа. Мне, как, наверное, и любому другому начинающему педагогу, хотелось научиться безошибочно находить их. Я жаждала понять своих воспитанников, стать другом всех и каждого, проникнуться их мыслями, тревогами, радостями. Однако, мечтая об этом, не сразу поняла, что хорошо, успешно воспитывать детей может только тот учитель, который знает о своих подопечных все, для кого учащийся – это не просто некто с портфелем в руках, с теми или иными оценками в дневнике, но еще и сложная, растущая, противоречивая личность, добрая или эгоистичная, заботливая или черствая. Вот, например, Антон и Витя. Помню, насколько однозначно было поначалу мое мнение о них. Антон – лидер в классе, отличник с блестящими способностями к гуманитарным наукам, палочка-выручалочка в те трудные для класса минуты, когда учитель, задав сложный вопрос, внимательно смотрит на склонившиеся над партами головы. Кто ответит? Конечно, Антон! Он все знает, ему все дается легко. Ему ничего не стоит взять первое место на школьном турнире по русскому языку. Надежда школы! Кроме того, собранный, дисциплинированный. Все задания выполняет в срок добросовестно. Совсем другое дело – Витя. Натура противоречивая. Большой лентяй. Сам осознавал это, от души клялся, каждый раз обещая исправиться. Без конца намечал начать новую жизнь – то с завтрашнего дня, то с понедельника, то с очередной четверти. Но все равно оставался таким же нерадивым. Правда, на переменах с ним происходили удивительные метаморфозы – скучный, потухший в классе, в коридоре он оживал, его ум приходил в движение и выдавал одну за другой невероятные идеи, которые он тут же иллюстрировал остроумными рисунками. Здесь были и вечный двигатель, приспособленный для… мытья пола в классе, и принципиально новой конструкции школьные звонки, и много еще чего другого. Но… звенел звонок, и пылкий изобретатель превращался в грустного троечника, который опускает глаза, когда учитель задает вопрос классу, с большим трудом отвечает на простые вопросы, если его вызывают, уклоняется от споров на уроке. Пассивный, неуверенный в себе подросток. Словом, ученик, который нет-нет да и наводит учителя на мысль о бесполезности его усилий. Но вот в конце учебного года собрались мы с классом в планетарий. Мне эта поездка запомнилась не только из-за удивительной лекции по астрономии, но и благодаря уроку, который, сами, быть может, того не подозревая, преподали мне Антон и Витя. Их как будто подменили. Антон, общепризнанный авторитет в классе, здесь, в планетарии, капризничал, когда кто-то, отвечая на вопросы лектора, оказывался проворнее его, не замечал, что девочек необходимо пропускать вперед. А Витя, этот всегдашний нарушитель спокойствия, наоборот, оказался внимательным и предупредительным. Он снисходительно относился к тому, что кто-то из учащихся оказывался проворнее его и правильно отвечал на вопросы, ответы на которые он тоже знал, но в силу особенностей своего характера не успевал сформулировать, был вежливым и тактичным по отношению к девочкам. С этого дня я стала смотреть на Антона и Витю по-другому. Да и на остальных ребят тоже. Я решила, что Витю, на которого в школе уже махнули рукой, надо чаще подбадривать, больше говорить ему добрых слов, вселять в него веру в свои силы. Непросто складывался мой разговор с Витей, но состоялся он вовремя, мальчик поверил в себя, стал стараться. Через какое-то время у него появилась первая четверка по русскому языку. Для кого-то в классе это обычная оценка, но для Вити – первая ступенька к самоутверждению. С Антоном оказалось труднее. Он, уверенный в собственной исключительности, не любил замечаний и советов. Поэтому я поняла, что с мальчиком необходимо корректно побеседовать, выстроить работу так, чтобы он увидел себя и свое поведение со стороны, глазами окружающих его людей. Как это сделать? Как подключить одноклассников и родителей к такой работе? Как при этом сохранить все то ценное, что есть в ребенке, и в то же время помочь ему увидеть свои слабые стороны – эгоизм, зазнайство, недоброжелательность, невоспитанность? Как пробудить желание их исправить? Эта работа еще впереди. Я думаю, мне удастся с ней справиться. Ирина ШАТАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1316
Комментарии