Если мы говорим о воспитании наших детей, то не можем не признать: самое сильное средство – не собрания, семинары и даже не классные часы и экскурсии, а уроки литературы. Но может ли она сегодня выполнять роль великого Воспитателя. Ведь многое зависит от того, что читают наши дети, что им предлагает программа по литературе и в конечном счете – с кого они захотят сделать жизнь свою.
Евгения АБЕЛЮК, преподаватель литературы и русского языка лицея №1525: – В школьной программе есть Владимир Маяковский с его революционной поэзией, есть Горький, Шолохов, «Белая гвардия» Булгакова, «Конармия» Бабеля, Цветаева, Мандельштам, Пастернак. Мое поколение выросло на том, что при помощи литературы осуществлялось идеологическое давление, я видела очень много хороших учителей, которые учат иначе. Но показать позднего Маяковскогов в 10-11-х классах так, как в принципе призывает историко-литературный курс, очень сложно. Ведь нужно показать, что такое агитационное искусство, агиттеатр, постановки Мейерхольда, как Казимир Малевич расписывал площади перед праздником. С другой стороны, нужно все давать проблемно, объяснить, как случилось, что такой бунтарь в своей дореволюционности, поэт такого трагического накала после революции вообще в диалог с властью не вступал. Это проблема, говорить о ней глубоко, может быть, имело бы смысл в профильном классе. У нас в школе не читают Мольера, как бы там ни заявляли, что у нас есть зарубежная литература, Шварца не знают, то, что входит в программу, невозможно прочитать. Авторы книг для учителей лукавят, когда предлагают какие-то вещи давать обзорно, на это уйдет время, а времени на большую литературу и сложную, которую нужно читать медленно, не хватит.Когда я работаю с юными людьми, то хочу читать с ними тексты, прежде всего фокусируя их взгляд на авторе. Мне хочется, чтобы они заметили какие-то приметы времени, чтобы почувствовали, что здесь говорит эпоха, чтобы они, прочитав «Собачье сердце», увидели, что сюжет – это такая огромная интересная яркая метафора. Мне хочется научить их воспринимать литературу именно как искусство и подавать ее в ряду искусства. Наши дети, к сожалению, не умеют читать, они говорят обо всем штампами, а когда разговаривают штампами, то ни до сердца, ни до ума литература не доходит, в головах остаются только мифы типа: нужно смирять себя, становиться на горло собственной песне или, скажем, если это «Как закалялась сталь», оправдывать жертву ради великой идеи, которую ты приносишь революции, верить в то, что жалость унижает. Вот такие штампы остаются именно потому, что разговаривают штампами. Есть замечательные учителя, но во многом педагоги четко держатся предписаний о том, что давать, как давать, а теперь еще появился экзамен, когда жестко диктуют определенный объем текста, а проверяет его, между прочим, не тот учитель, который ведет. Для того чтобы человек стал человеком, с ним нужно разговаривать, а не диктовать ему, сколько слов он должен написать и о чем.
Комментарии