search
main
0

А «чувства добрые» мы будем убивать?..

В школьном образовании России определилась некая тревожная и абсурдная закономерность, измеряемая пятилетними циклами.

В 1997-1998 учебном году новый проект Базисного учебного плана МО РФ предполагал оставить в российской школе XXI века географию в 7-8-9-х классах (по два часа в неделю) и изъять этот предмет из 6, 10-х классов. Тогда дружный глас общественности остановил этот бездумный произвол.

Проектная часть нового Базисного учебного плана оставляет на географию в 6-7-х классах по одному часу вместо двух программных. Отнятые часы передаются предмету «Обществоведение».

Чиновники считают, что общие физгеографические знания в 6-х классах (своего рода землеведение), география материков и океанов с основами страноведения в 7-х классах могут заменить модули-ассорти: «Общество», «Человек», «Экономика», «Социальная сфера», «Политика», «Право». Превращение названных «модулей» в обществоведческий предмет – это некое педагогическое, психологическое, дидактическое извращение. Реально подобное возможно только в 8-9-х классах, когда начинается изучение «Природы России», «Социальной и экономической географии России», ее истории, а также специального биологического курса «Человек».

Замечу, что в лучшие времена школьного образования (т.е. до 1991-1992 гг.) была на очень высоком уровне во многих школах система настоящей воспитательной работы под руководством непосредственно директора школы, «института» классного руководства. Еженедельные тематические классные часы, клубы интересных встреч можно назвать блестящими уроками по изучению, осмыслению социальных, духовно-нравственных, правовых сторон жизни общества, памятников культуры, архитектуры и т.д. Хотя не было еще предмета «Москвоведение», но Москву знали лучше.

Очередные «инновационные» идеи во имя бездумной «шоуподобной модернизации» образования нарушают элементарные законы поступательного процесса формирования базовой суммы знаний с учетом возрастных особенностей учащихся.

Самый хороший результат получается, когда предмет сохраняет свою воспитательно-образовательную сущность, свою научно выверенную логическую структуру. В 2-часовом варианте география в 6-9-х классах способна ненавязчиво, но органично и продуманно в соответствии с темой урока на основе интегративного подхода затронуть все модули подобного «Обществоведения».

География работает за многие предметы, ведь она главная наука о ЗЕМЛЕ и ЧЕЛОВЕКЕ в мире ее естественных законов. Главный земной закон – закон единства: ВВВВ – взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие, взаимопроникновение всех компонентов природы.

Глобализация и толерантность – два ключевых понятия XXI века. Только через географический подход к их сущности можно обеспечить человечеству основы достойной жизни в различных регионах и странах.

Маргарита СМИРНОВА, методист по географии методического центра

Северного округа г.Москвы, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте