«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов», – говорила Марина Цветаева. Эти тайны можно раскрыть, но для этого нужно уметь «беседовать» с текстом, вести с ним диалог.
Пробуждение интереса к чтению классической литературы, воспитание эстетического вкуса к произведениям художественной литературы, непосредственное участие русской классики в формировании личности человека – все это возможно благодаря обучению учащихся выразительному чтению художественных произведений.
Но сегодня, к сожалению, все чаще учителю приходится слышать от школьников, а иногда и от их родителей, вопрос: зачем выразительно читать? Достаточно знать содержание, тему, идею произведения, может быть, средства художественной выразительности… Беда современной молодежи заключается в том, что чтение воспринимается прежде всего как процесс получения информации, а не как творческий процесс, позволяющий найти скрытый писателем духовный вклад во всей его полноте.
А ведь умение выразительно читать, произносить тексты способствует в первую очередь развитию воображения ребенка, активизирует его познавательные процессы, мыслительную деятельность, развивает память и навыки общения, делает речь ярче и образнее. Выразительное чтение способно пробудить у ребенка интерес к чтению.
Учителями школы №667 этому вопросу уделяется серьезное внимание. На уроках литературы и во внеклассной работе используются различные приемы при обучении школьников выразительному чтению: показ, партитурные пометки, сопоставление, устное рисование, работа с иллюстрациями, выполненными разными художниками к одному и тому же литературному произведению, создание учащимися собственных иллюстраций (рисунков) и их защита, составление диафильма, работа со словом, наводящие вопросы, хоровое чтение, чтение по ролям и др. Но отдельно хотелось бы остановиться на таком приеме, как конкурс чтецов.
В нашей школе ежегодно 5 декабря проходит традиционный конкурс чтецов «Москва за нами!», посвященный дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941). В мероприятии принимают участие ученики 5‑11‑х классов.
Приглашаются ветераны и члены Совета ветеранов. Яркое событие – конкурс 2020 года, посвященный 75‑летию обороны Москвы. Большая подготовка, проникновенное чтение… Слушатели не могли сдержать слез! И на творческом небосклоне зажглось много «звездочек» актерского мастерства.
Читают не только стихи, но и басни. В конце декабря 2020 года в школе №667 прошла неделя русского языка и литературы, посвященная 250‑летию И.А.Крылова. Впечатлил конкурс инсценированной басни «Дедушке Крылову – 250!». Яркие костюмы, задор, смех, импровизация – так прошел этот конкурс. Конечно же, такого рода мероприятия не отставляют ребят равнодушными и вызывают у них неподдельный интерес.
Каждый февраль наши ученики принимают участие в конкурсе прозы «Пушкинские чтения». На него направляются лучшие чтецы от школы, и они часто занимают призовые места.
Сейчас в школе №667 идет активная работа педагогов по подготовке обучающихся к участию в городском онлайн-фестивале художественного слова «Читать. Знать. Помнить», проводимом в рамках проекта «Мой район в годы войны».
Ребятам предстоит художественное чтение произведений о событиях и героях Великой Отечественной войны. Это мероприятие не только состязание в умении декламировать, это дань памяти защитников нашей Родины!
Конкурсы чтецов дают возможность для самореализации учащихся, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении художественных произведений. Разнообразные впечатления, получаемые ребенком, повышают и укрепляют его самооценку, уверенность в себе и своих силах.
Искусство художественного слова, как и другие виды искусства, имеет очень важное значение в социальной жизни человека. Оно помогает познавать окружающий мир и дарит позитивные эмоции, обогащает душу человека и учит делиться с социумом своими теплом и светом.
Ведь, как говорил В.А.Сухомлинский, «если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой».
Татьяна БОРЩЕВА, учитель русского языка и литературы школы №667 имени Героя Советского Союза К.Я.Самсонова
Комментарии