Для меня наставничество – это одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы преподавания, разрабатывая совместно с педагогом-мастером различные образовательные стратегии обучения, активно и созидательно взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса.
Суть наставничества в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому педагогу, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказании помощи и поддержки. Сегодня становится очевидным, что современные вызовы в системе образования определяют новые запросы на навыки, компетенции, позволяющие быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, формировать новые структуры.
Моя практика наставничества заключается в использовании цикла исследований в процессе взаимодействия с молодым педагогом. Такой подход развивает целостное понимание предметных концептов и контекстов, активизирует сотрудничество через предметные области и способствует коллегиальности, позволяет предметным областям разделить ответственность для развития содержания, навыков и способов (процессов) (эффективное управление временем); предлагает возможности для богатого и естественного профессионального развития с коллегами из других предметных областей.
Данная схема иллюстрирует, как можно готовить молодого педагога к образовательному процессу через исследование некоторой проблемы, – 1‑й этап (формулировка и исследование проблемы). Затем принятие и выполнение конечного числа действий для решения затруднений на основе проведенного исследования – 2‑й этап. Следующий, 3‑й, этап – рефлексия. Необходимо совместно с педагогом проанализировать деятельность, полученные результаты. Непрерывно на всех этапах проводится ряд операций: обоснование предмета затруднений, синтезирование, передача информации в коммуникации с наставником, размышление на этапе рефлексии, снова новые вызовы на следующем этапе, выходящем за рамки данного исследования. То есть мы с педагогом задаем себе вопросы: «А что, если выйти на более глобальный уровень?»
Принимая обязанности наставника, в первую очередь я беру на себя ответственность за результат взаимодействия с молодыми педагогами. Важно не дать готовое решение человеку, а научить его самому их находить. Мы же понимаем, что наша жизнь не стоит на месте, каждый день приходится подстраиваться под новые вызовы, которые она преподносит. Решать их им, молодым педагогам. И важно научить справляться с трудностями, применяя те же методы, которым мы учим наших обучающихся. Я так же учусь вместе с ними, постоянно изменяясь, находясь с ними в непрерывной коммуникации, не только обогащаю себя новыми теоретическими знаниями, но и познаю новые цифровые технологии, расширяю свой арсенал навыков и умений, осваиваю современные технологии обучения. Я чувствую, что мой внутренний мир благодаря наставничеству обогащается, у меня возникает желание поделиться им со всеми педагогами моей образовательной организации. Тем самым происходят обновление, движение к новому, непрерывное развитие.
Чтобы понять, каким сегодня должен быть наставник, какой субъектностью он должен обладать, МГО профсоюза организовала конкурс наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций города Москвы «Наставник молодых педагогов»-2022.
Конкурс – это внимание к наставничеству начинающих педагогов. Он способствует повышению престижа педагогической профессии. Важно, что этот конкурс инициировал наш профессиональный союз. Хорошо, что профсоюз создает условия для обмена опытом не только между молодыми педагогами, но и между опытными наставниками. Тем самым происходит усиление статуса наставников в образовании и значимости деятельности профсоюза.
Работая в школе много лет, я отчетливо понимаю, насколько важно, чтобы рядом с молодым педагогом находился умелый и опытный наставник, который не только даст совет, но и поможет воплотить образовательную идею, которая приведет к решению проблемы. За годы работы я приобрела опыт, знания, мудрость, навыки, компетенции. Однако мне очень хочется дальше совершенствоваться, учиться тому, чего еще не знаю, а конкурс – это идеальные условия для этого. Поэтому я, не раздумывая, подала заявку на этот конкурс, ведь в процессе участия в нем происходит взаимообмен опытом, практиками, методами. Во время конкурсных испытаний происходила синхронизация моего опыта с опытом молодежи, и это стало большим стимулом для моего саморазвития. Появилось желание вместе с другими наставниками выработать лучшие методы наставничества, сформировать банк уникальных практик и систем для совместного использования, организовать проектный офис для создания условий обмена опытом, взаимного сотрудничества, для разработки и решения различных кейсов.
Рассматривая результаты конкурса, важно подчеркнуть, что работы по наставничеству становятся сейчас особенно актуальными, так как позволяют соединить лучшие элементы прошлого опыта и лучшие педагогические новинки нашего времени. Отдельно следует подчеркнуть, что педагогические методы, применяемые в наставничестве, можно распределять между коллегами, имеющими соответствующий опыт, с тем чтобы они также могли применять эти знания на практике с молодыми педагогами, тем самым увеличивая их охват. Хотела бы отметить, что использование таких методов позволяет получать обратную связь от молодых педагогов, давая тем самым наставникам новый опыт.
Выражаю благодарность всем, кто участвовал в организации данного конкурса, придумывал сложные и креативные задания. Все было продумано до мелочей: четкая формулировка заданий, а главное – были представлены критерии оценивания, сверяясь с которыми можно было проверить себя. Благодаря конкурсу я получила не только положительные эмоции, но и знания, что сегодня особенно важно.
Екатерина ИЛЬИНА, учитель математики школы №1560 «Лидер», победитель конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 в номинации «Лучшая практика наставничества»
Комментарии