search
main
0

А что, если изменить систему?

Лет 15 назад каждый гражданин нашей страны твердо знал, что образование у нас самое дешевое и самое качественное. Сегодня вряд ли кто-нибудь разделяет подобное мнение. Тринадцать лет реформ сделали свое дело. Реформаторы требуют от образования не фундаментальности, а прагматизма, от молодого специалиста – не знаний высшей математики и квантовой физики, а умения приспосабливаться к потребностям рынка.

Комментарий «УГ»Договора, которые были заключены между школой и вузом, о так называемом прямом поступлении выпускников школы в вуз доживают свой век. Согласно тому же, 50-му приказу вновь заключаться они не будут, так как нарушают конституционные права граждан, поступающих в данный вуз на общих основаниях.

Экономическое содержание нынешней реформы сводится к созданию механизма, с помощью которого можно было бы сформировать личность, способную к самостоятельному выбору в условиях безработицы, конкуренции и тотальной информационной экспансии. Для этого предлагается ряд общеизвестных мер: уменьшение объема изучаемого материала, профильная старшая школа, деятельностные методики обучения.

Каков будет конечный результат реформы, трудно судить, но сразу можно сказать, что на уровне рядовой российской семьи положение нисколько не изменится к лучшему. И вот почему.

В нашем обществе сформировалась затратная система образования. Под системой здесь подразумевается не собственно институт средней и высшей школы, а принцип подхода к финансированию образования детей в среднестатистической семье, принцип, отвечающий реалиям нашей современной жизни.

В последнее время в большинстве российских семей ориентируются на принятую в обществе схему: «бесплатная средняя школа – платная подготовка в вуз – платный вуз».

Парадокс заключается в том, что обществу хорошо известно плачевное состояние средней школы и материальная необеспеченность учителей. Нищая школа не может дать качественное базовое образование. Поэтому естественным является то, что родители начинают раскошеливаться на репетиторов, подготовительные курсы, а то и на взятки. Если посчитать, сколько денег тратится во время пребывания детей в старшей школе и в вузе, получится, что выгоднее окажется платить за начальное и основное среднее образование, чем за подготовку в вуз.

Подобный опыт есть в двух школах города Железнодорожного Московской области: муниципальный лицей и негосударственная школа «Интеллект-Сервис» объединились в учебный комплекс. Работают они по нетрадиционной экономической системе: платная основная школа – бесплатная профильная школа – бесплатный вуз.

У детей, как и у родителей, есть мощный экономический стимул. Закончив основную школу, они могут поступить в лицей, после чего успешно сдать экзамены в престижные бюджетные вузы.

Кроме того, лицей сотрудничает с Академией ФСБ и МЭИ, та часть выпускников, которая выбирает физико-математический профиль, может поступить в один из этих вузов.

Игорь НЕСТЕРОВИЧ, директор лицея, почетный работник среднего образования России;

Олег ЕГОРОВ, заместитель директора негосударственной школы «Интеллект-Сервис», доктор филологических наук

Комментарий юриста

Зоя ГОЛЕМИНОВА, советник правового управления Министерства образования и науки России:

– 50-й приказ Минобразования России от 14 января 2003 года определяет порядок приема в высшие учебные заведения страны. В документе перечислены категории граждан, которые имеют льготы при поступлении в вуз, – сироты, инвалиды и некоторые другие.

Что касается выпускников учреждений среднего образования, подшефных тому или иному вузу, то они вовсе не относятся к льготным категориям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте