В Ростове-на-Дону стартовал финал Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021. 3 октября станет известна пятерка призеров конкурса, которые примут участие в итоговом испытании – пресс-конференции «Вопрос учителю года». Она пройдет в Москве 4 октября. Призеры ответят на вопросы журналистов, педагогической и родительской общественности, школьников и студентов педагогических вузов.
Мы решили поинтересоваться у наших читателей, какой вопрос учителю года задали бы они.
Фуад ПАФОВ, учитель, ветеран труда, аул Али-Бердуковский, Карачаево-Черкесия:
– Вопросы, которые я хотел бы озвучить, я задаю себе на протяжении 60 лет своей учительской работы, в течение которых я допускал, возможно, и ошибки, хотя всю жизнь старался и стараюсь учиться, развиваться, совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Говорят, старикам кажется, что раньше и вода была мокрее. Думаю, это не совсем верно. На мой взгляд, в прошлом не было золотого века. Золотой век в будущем. Когда и как он наступит, зависит от учеников, которые перерастут своего учителя и пойдут дальше него. Что для этого надо педагогам делать сегодня?
Как известно, было много недостатков в управлении общественно-экономическим, культурно-политическим развитием в СССР. Была ли в этом вина учителя? В чем она состояла?
Елена БАЧЕВА, отличник народного просвещения, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– На местном радио мы обсуждали трагедию в Пермском классическом университете. И большинство из нас пришли к неутешительному выводу: у всех «стрелков» независимо от географии еще в детстве душа разрушена одиночеством. И это действительно так!
Детское одиночество сегодня – обычное явление. Нам, взрослым, все время некогда. Некогда сказать доброе слово ребенку, обнять его, поцеловать на сон грядущий. У нас работа, работа, работа! И растут наши дети, как в поле трава. Их жизнь только начинается, а они уже не хотят жить. Потому что не чувствуют себя любимыми, значимыми, нужными. Обида, злость, ненависть с годами заполняют детское сердце, обрушиваются агрессией на весь мир – уничтожать, убивать… Бывает, даже самого себя…
Можно винить государство, школу, рыночную систему, но дело прежде всего в нас, в родителях! Точнее, в приоритетах нашей жизни. Нам все время кажется, что мы еще успеем: и книжку с ребенком почитать, и в кинотеатр сходить… А дети растут так быстро. Первая улыбка, первое слово, первый шаг. Вот уже и школа. Но и там учителю тоже некогда, некогда… И только Интернет открывает свои объятия нашим детям, у него всегда есть время.
Вопрос – как избавить наших детей от разрушающего их душу одиночества?
Оксана САНЕЕВА, мама второклассника, Воронеж:
– У меня несколько вопросов, и первый о самом наболевшем: почему в начальной школе домашние задания такие объемные и сложные, что ребенок не в состоянии их выполнить самостоятельно, а родители должны с ним заниматься – делать поделки, составлять альбомы, придумывать сказки, рисовать? Мне кажется, что в начальной школе домашних заданий вообще быть не должно, или они должны быть минимальными, потому что у детей еще много дополнительных занятий – спортивных секций, кружков. Они должны посвящать этому время после уроков, развиваться.
И еще у меня есть вопрос, касающийся подготовки к школе. К ней тоже очень высокие требования. Прежде чем попасть в первый класс, ребенок должен пройти различные развивающие занятия – кубики складывать, палочки писать, учить буквы. За все надо платить, и это целая дополнительная индустрия подготовки детей к школе. Что же делать тем деткам, с которыми родители не занимаются или в чьих семьях нет денег на эту подготовительную индустрию? Такие дети с детства уже определены в аутсайдеры? Почему ребенок не может просто прийти в первый класс и там всему научиться, почему надо заранее это делать? Разве это правильно?
Лилия ХАКИМОВА, преподаватель Нефтекамского педагогического колледжа, Республика Башкортостан:
– Я бы спросила, как бы победитель отнесся к тому, что его ребенок захочет стать педагогом. Еще с интересом узнала бы его мнение о том, как привлечь талантливых абитуриентов в педагогические учебные заведения. И еще есть вопрос о будущем конкурсного движения. Перестанет ли «Учитель года» быть актуальным педагогическим событием или этого не случится и почему?
Антон ЛЕВЦОВ, учитель физической культуры, председатель Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга:
– Учитель – к этой профессии всегда относились очень трепетно и с огромным уважением независимо от того, где работал педагог – на селе или в городе. Учителем по профессии может стать любой, получив диплом, а вот остаться в профессии – не каждый. Поэтому возникает вопрос: как вы считаете, учитель – это профессия или призвание?
Никита КОМРИН, студент 3‑го курса Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева:
– У каждого из учителей есть свой особенный метод преподавания, воспитания. И почти каждый говорит, что на его работу повлияли годы, проведенные за партой в роли ученика. Поэтому мне было бы интересно узнать у победителя, кто или что оказали решающее влияние на его стиль преподавания и выбор профессии.
Ивета ПРЕЦЕНЕК, председатель Молодежного совета республиканской организации Общероссийского профсоюза образования, Коми:
– Считаете ли вы правильным, что в современной системе образования детям не прививают трудовые навыки на том уровне, который был при советской системе образования? Речь о работе на полях, в парках, скверах, школе, иными словами, о «трудовом десанте».
Анна РЕВЕНКО, учитель иностранного языка гимназии №5 г. Черкесска, Карачаево-Черкесия:
– Путь учителя – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Для ребенка педагог – своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разнообразного мира.
Я бы попросила рассказать учителя года о его творческом поиске, методиках работы с детьми.
Александра Т., учитель начальных классов, Нижегородская область:
– О чем спрашивать учителя года, финалиста конкурса? Наверное, о том же самом, что и любого коллегу. Как ему работается, сколько он получает за свой труд и сколько надеется получить после конкурса.
Наталья Л., мама школьников, бывший учитель, Петрозаводск:
– Я сама три года работала в школе, но в этом году ушла. Все эти годы я разрывалась между семьей и школой, своими детьми и учениками. Так что люди, которые участвуют в конкурсах, о чем-то мечтают и пытаются реализоваться в профессии, меня искренно удивляют и восхищают. Вопрос у меня один: как вы справляетесь со всем этим – большой нагрузкой, скромной зарплатой, отчетностью, ученической неуспеваемостью? Как у вас хватает сил на конкурсный год?
Светлана П., родитель, Великий Новгород:
– В России подавляющее большинство детсадовских воспитателей и многие учителя начальных классов имеют только среднее профессиональное образование, и в детсадах низкая зарплата. В Великобритании, наоборот, с самыми младшими детьми работают самые высококвалифицированные специалисты и получают самую высокую зарплату. Мой вопрос учителю года: считаете ли вы правильной в этом отношении британскую систему?
Алексей О., ученик 5‑го класса, Московская область:
– Вообще-то я бы мог спросить про еду в школьных столовых или о состоянии туалетов, но, наверное, это неуместно и не во всех школах с этим плохо… Поэтому я спрошу про миллион. Если бы он у вас был, на что бы вы его потратили?
Комментарии