search
main
0

А был ли мальчик? Когда абитуриенты одновременно поступают на 5-6 специальностей, конкурс становится виртуальным

Мы продолжаем рассказывать об итогах вступительной кампании в педагогических вузах страны (см. «УГ» №35 от 30 августа 2005 г.). Сегодняшний наш разговор коснется Воронежского госпедуниверситета.

Восемьсот человек на дневное отделение, 435 – на заочное, такими в этом году были контрольные цифры приема в Воронежском государственном педагогическом университете. По сравнению с прошлым годом число поступивших на стационар выросло на 10 человек, а заочников стало на 35 меньше.

– В целом – говорит ректор ВГПУ Вячеслав Витальевич Подколзин, – в этом году конкурс даже больше, чем в прошлом. Но это виртуальный конкурс. Получилось так, что примерно три тысячи человек подали пять тысяч заявлений. Ведь сегодня абитуриент имеет право подавать копии документов сразу в несколько вузов и на несколько специальностей. В итоге пытаются поступить сразу на пять, а то и на шесть специальностей.

В Воронежском педуниверситете, по словам ректора, один такой «рекордсмен» из числа абитуриентов подал копии документов сразу на восемь специальностей (и это только в одном вузе!). Причем совершенно неродственных. То есть если год-два назад поступающие еще как-то стремились к своей мечте (говоря высоким слогом), поступали, например, на естественно-научное направление и соответственно подавали документы на физику, математику, информатику, технологию предпринимательства, то теперь мечта одна – лишь бы поступить, лишь бы попасть на бюджетное место. Поэтому документы подают так: на физику, английский, физкультуру, можно еще на исторический и информатику – авось, куда-нибудь проскочу!

– Такая ситуация, – считает Вячеслав Витальевич, – входит в противоречие с основными целями профильного обучения. Возможно, потом, когда система профильного обучения заработает в полную силу или появятся соответствующие законодательные нормы, выбор абитуриентов снова станет более осмысленным и целенаправленным. А пока мы вынуждены принимать копии на все специальности и во все вузы. И потом еще долго ждать, пока поступившие принесут подлинники на зачисление…

Со сроками тоже еще та проблема. В педагогическом университете последний день для предоставления подлинников аттестатов был пятое августа. Но некоторые абитуриенты, как ясно солнышко, заявлялись и восьмого, и девятого, требуя зачисления: «Я прошел! Где мое место?!» Понятно, что ребята до последнего выжидали результатов приема в каком-то другом вузе, а когда там не получилось, прибежали в педагогический. Немного обидно: как-то не вяжутся с таким поведением высокие мысли об учительском призвании, любви к детям. Вряд ли молодой человек, поступивший в педагогический вуз таким образом, пойдет потом работать в школу. Но об этом чуть позже. Сначала о конкурсе.

В Воронежском педуниверситете восемь факультетов и Институт культуры и искусств, где изучаются народное художественное творчество, танец (народный, современный, эстрадный, классический) и дизайн (графический, дизайн среды, костюма). В последнее время специальность «дизайн» – одна из наиболее популярных, в этом году тут даже на коммерческое отделение конкурс составил 2-3 человека на место. Не меньшей популярностью пользуются информатика, история, психология, английский и физкультура.

Главная отличительная черта нынешней вступительной кампании – большой конкурс среди медалистов и практически на все факультеты. Но опять же конкурс виртуальный. Например, на математику на 60 бюджетных мест претендовало почти 70 медалистов. А так как они одновременно подавали документы в другие вузы и на другие специальности и прошли там по конкурсу, то в итоге на математику в педагогический поступили не только медалисты, но и обычные хорошисты.

Есть среди абитуриентов этого года и свои герои. Например, на заочное отделение поступает девушка со 100 баллами по русскому языку и 70 по математике. Она учитель с многолетним стажем и с дипломом педучилища. Бросать работу, даже на время, не собирается, поэтому идет на заочное. А ЕГЭ сдавала при школе, вместе с выпускниками. Правила теперь для всех одни, и это, по словам Вячеслава Витальевича, правильно:

– Мы в наш вуз еще до введения ЕГЭ принимали по результатам централизованного тестирования, которое проводил Федеральный центр тестирования. На мой взгляд, благодаря единому госэкзамену достигается большая объективность, да и к вузу меньше претензий. Раньше как было: «Мы и в спецшколе учились, и с репетитором занимались, а меня завалили!» Сейчас такого нет, все в одинаковых условиях пишут одинаковые тесты. И у детей, и у родителей нет сомнений, нет подозрения на предвзятость.

Другая сторона проблемы – насколько хороши сами тесты. Есть большие сомнения в их качестве, особенно по гуманитарным специальностям. Я думаю, что они не очень глубоко проверяют и анализируют знания абитуриентов. Остается лишь надеяться, что это временные недостатки.

Традиционная форма приема экзаменов у нас осталась на творческих специальностях: рисунок, живопись, танец, физкультура. И еще по тем предметам, которые в области не принимаются по ЕГЭ, – иностранные языки, литература и информатика.

Была в нынешнем году и специальность-«падчерица». Абитуриенты почему-то не слишком жаловали химию. Сначала здесь был недобор, но потом за счет не поступивших на специальности «химия и география», «биология и химия» план приема закрыли. Ребятам предложили перейти на смежную специальность, они согласились. Вообще-то в Воронежском педагогическом большинство специальностей двойные, рассчитанные на сельского учителя. Так легче «насобирать» часов на ставку. Можно, к примеру, не только химию вести, но и биологию.

После окончания вуза примерно 80-85 процентов выпускников возвращаются к себе в райцентры и села работать учителями. Но эти показатели справедливы только в отношении «целевиков». Их в педуниверситете – до 50 процентов на дневном отделении и еще человек сто будет принято на заочное.

Третий год в области действует система возвратных субсидий. То есть между областной администрацией, педагогическим вузом и абитуриентом заключается договор на обучение. Область финансирует, а студент должен отучиться, вернуться в село и отработать там до 10 лет. На таких условиях в педагогическом сейчас обучаются на трех курсах около 60 человек. Если выпускник не возвращается к себе в район, он выплачивает деньги за обучение. И если плохо учится и отчислен, тоже возвращает деньги за период учебы. Говорят, такая система дает хорошие результаты: мобилизует студентов на учебу, а родителей – на контроль.

Говорит Вячеслав Подколзин:

– Самая большая беда, которую мы наблюдаем в последние годы, состоит в следующем. Может так случиться, что лет через 5-7 мы очень сильно опустим планку подготовки школьников, особенно в селе. Успешные, сильные выпускники нашего вуза и Воронежского госуниверситета едут в сельские школы, но, отработав там год-два, уезжают. Они не могут себя обеспечить, зарплата не позволяет, и приходится все бросать и возвращаться в город – искать нормальную зарплату и другую профессию, чтобы выжить. А те, кто закончил у нас заочно или кто на стационаре слабенько учился, остаются в деревне. Они просто не мотивированы на то, чтобы искать для себя лучшей доли, они довольствуются малым.

Эту проблему надо срочно решать, иначе школа превратится в отстойник – место, где собираются слабые, равнодушные, не нашедшие себе применения в других сферах люди. Да, пока еще в школах работают наши опытные, закаленные жизнью кадры. Они прикипели к своей профессии, к детям, но им уже за 40. Они доработают и уйдут, а смены им нет. Активная молодежь в школу не идет, идут те, кто больше нигде не может себя найти и довольствуется мизерным заработком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте