search
main
0

А без меня народ неполный. Московский городской Дом учителя представляет

​Одним из направлений деятельности Московского городского Дома учителя стала работа с ветеранами педагогического труда. Работа эта постоянная и многоплановая. Ветераны не утрачивают профессиональных интересов, готовности участвовать в жизни московских школ советом и делом. И Дом учителя старается не только поддерживать и сохранять творческую энергию наших ветеранов. Мы стремимся быть своеобразным аккумулятором этой творческой энергии. Именно поэтому в этом году был издан сборник стихов ветеранов педагогического труда «Прошедших дней немеркнущим сияньем душа, как прежде, вся озарена…».

Эти блоковские строки определили содержание сборника. Сборник был важен не только фактом публикаций стихов (кажется, опыта отраслевого сборника стихов ветеранов нет), но и тем, что он еще раз подтвердил высокий нравственный статус поколения учителей, которые много лет отдали школе. Именно поэтому среди стихов о любви, природе много стихов и о России, о любви к своему народу. Простые и искренние, они заставляют нас почувствовать дефицит этих чувств:Я сумею, коль грянет беда,Не остаться одна в стороне.И чем только смогу, помогу,Только б не было горя в стране.Галина Крылова, ЦАОМожно сказать: есть чему поучиться!Вполне оправданно доверие наших ветеранов к Дому учителя. Вышла книга ветерана педагогического труда Сергея Пугачева «Дороги ветерана», и автор презентацию книги поручил Московскому городскому Дому учителя.В начале 70-х годов неожиданно в обществе сформировался устойчивый читательский интерес к мемуарному жанру в литературе. Вероятно, интерес этот родился из настойчивого желания понять историческую эпоху, отличавшуюся великими победами и не всегда сбывавшимися надеждами на то, что земной рай где-то близко, а путь к нему верно определен. Вопросы накапливались, ответы не находились. Все меньше стали читать повести «шестидесятников», герои которых были чисты и невинны, песни Б.Окуджавы заглушались резким звучанием голоса В.Высоцкого. А читатели искали возможность достать книгу Г.Жукова «Воспоминания и размышления».Для понимания исторических явлений и процессов особую ценность приобретают письменные источники-мемуары, воспоминания, дневники. И сегодня мы хотим ознакомить читателей с книгой, несколько неожиданной в учительской среде. «Дороги ветерана» – так назвал свои воспоминания бывший учитель биологии школы №687, преподаватель индустриально-педагогического техникума Сергей Пугачев.Эта книга нашего современника, активно работающего в организации ветеранов педагогического труда, повествует о событиях, в которых автор принимал участие, которые стали содержанием жизни нескольких поколений. Воспоминания не о войне – это о жизни, семье, любви, то есть о тех нравственных устоях, на которых в результате и строится нация.Всмотреться в прошлое, осознать его, задуматься о дне сегодняшнем – это великая обязанность человека. Но и этому надо учиться.Воспоминания охватывают фрагменты жизни нескольких поколений простых русских людей, о каждом из которых хочется сказать словами писателя А.Платонова: «…а без меня народ неполный».«Мои родители были крестьянами…» – начинается книга. Фраза эта очень значительна. Она говорит не только о признании факта (как бывает в анкетах), но о сыновней любви и гордости за свой род, о понимании, что родители принадлежали к классу, на трудолюбии и талантах которого несколько веков развивалась страна. (Теперь только в произведениях классиков можно встретить такое признание.)Рассказ о родителях, дедушках, бабушках – это рассказ о тех семейных ценностях, которые сегодня превращаются в мираж, иногда обретающий черты реальности. (Разумеется, Сергей Платонович не претендует на сопоставление его книги с творениями классиков. Но тональность начала напомнила «Дневник писателя», в котором Ф.М.Достоевский вспоминал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого… С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей».) Семья становится объединяющей темой всех воспоминаний.У Пугачевых все ладно, все с любовью. «Дед Леон умело вел хозяйство, семья жила в достатке. Работали два сына, две молодые сильные снохи, да и сам он был прекрасный работник. Бабушка Устинья занималась домом, следила за хозяйством, за внуками… Вот в такой семье 24 декабря 1926 г. родился я… Был крещен в Трехсвятской церкви села Боголюбовки на Рязаньщине». Когда-то М.Шолохов сказал, что написанная «книга – дело выстраданное». Книга С.П.Пугачева именно такая. Он знает и помнит судьбу каждого из многочисленного семейства. И рассказ быстро превращается в семейную хронику о жизни нескольких поколений с еще дореволюционных лет до нашего времени. Здесь и коллективизация, война, восстановление страны… В воспоминаниях отчетливо проступает автор со своими оценками событий, предпочтениями, чувством правды и причастностью к общей жизни.Одна из глав так и называется – «Коллективизация в моей жизни». Оценка коллективизации дана лаконично и точно: «Лучше М.А.Шолохова нельзя описать, как проходили раскулачивание, классовая борьба в деревне». А потом в книге возникают страшные картины голода в 1933 году: «Жители нашей деревни испытали сильный голод… Умерло много детей и стариков. В наши края бежали голодные люди из черноземных областей. Ловили в поле сусликов, в реке добывали моллюсков-беззубок и поедали».Но книга Пугачева тем и замечательна, что масштаб мышления автора связан с глубоким проникновением автора в диалектику времени. Лихолетье всегда заканчивается, а жизнеспособность нации не исчезает.И следует рассказ о том, как в 1937 году отмечалось 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина. «Мы получили новенькие книги для чтения со стихами и сказками поэта… Я выучил все стихи из книги для чтения. Даже тетради были со стихами поэта… В этом году мы жили Пушкиным, учили стихи, сказки, ненавидели Дантеса и жалели погибшего поэта».Позже С.П.Пугачев выберет профессию учителя. Это, видимо, не было случайностью. В главе «22 июня 1941 года. Война» мы читаем не только о том, как начали бомбить Москву, как «устраивалась» жизнь в тылу, в рязанских деревнях, куда устремились из Москвы бывшие деревенские жители. Именно в этой главе автор пишет о высоком авторитете учителя: «Для нас учителя были уважаемыми не только детьми, но и взрослыми. Учитель в селе – самый грамотный, самый умный, он дает знания, учит добру!»А война продолжалась. И будущему учителю биологии С.Пугачеву предстояло разделить судьбу своих ровесников. «С нас спрашивают, как со взрослых, особенно летом и осенью 1943 года… Мы – самые старшие, мы – призывники, мы – основная рабочая сила в колхозе, мы – самые необходимые помощники наших матерей». Повестка из военкомата пришла Сергею в ноябре 1943 г. Провожал Сергея дед Леон, который подарил внуку кожаные сапоги и наказал беречь ноги. Как полезно современному благополучному недорослю прочитать о драме расставания в военные годы близких людей: «Командиры потребовали, чтобы матери покинули станцию и шли по домам. Простились окончательно, и матери, обливаясь слезами, оставили нас и пошли по своим деревням». Уходит почти подросток на фронт, а пишет не о себе, а о слезах матери! Так начиналась взрослая жизнь шестнадцатилетних.Чтение книги «Дороги ветерана» открывает характерную черту людей военного времени – способность жить и действовать, не давая невзгодам заглушить свет души, темперамент, творческую энергию. Разве не это составляет главное достоинство наших ветеранов?!Поезд увозил Сергея на границу с Маньчжурией. Впереди было участие в войне с Японией, в разгроме Квантунской армии. Удивительно было бы для европейца или американца, а для русского солдата, увы, почти закономерно: Сергею Пугачеву предстояло повторить путь на войну с Японией своего другого деда, Максима, который в составе еще царской армии в 1905 году переправлялся через Байкал на баржах… Рассказ о войне на Дальнем Востоке заканчивается скупой фразой: «Мы прошли через 30-километровую тайгу, совершили 500-километровый поход, в многочисленных боях разгромили японскую армию».Это свидетельство документальной точности и правдивости книги. Множество имен, фактов, описаний природы Дальнего Востока, бытовых наблюдений жизни китайцев, психологии военных противников – японцев создают картину исторической яви, которую «исправлял» русский солдат согласно своим идеалам защиты мира и добра. Когда-то видный ученый профессор И.А.Сикорский писал: «Охранной силой может быть не армия и флот, но великое напряжение национального духа». И в воспоминаниях Пугачева эта мысль подтверждается. На войне оказались разные люди: молодые и зрелые, иногда совсем юные. Как автор книги. Но все они обладали истинным духовным чувством родного, чувством родства, священным чувством Родины. Поэтому автор постоянно упоминает о семье, родных и близких, односельчанах, о русской природе. Удивительно, как юноша описывает природу Камчатки. Вот Авачинский вулкан, его извержение: «Мощный взрыв выбросил на высоту нескольких километров столб пепла, газов, камней. Стало темно, грохот извергающегося вулкана, потоки грязи и воды из образовавшихся туч».Послевоенное время – это радость встреч, скорбь от потерь, новые надежды… Путь к учительской профессии был трудным: «Отказывая себе в отдыхе, ограничивая развлечения, я упорно преодолевал класс за классом вечерней школы». Не заработки, а учеба становится главной целью вчерашнего фронтовика. С любовью описан биофак МГПИ. А затем экспедиция на Подкаменную Тунгуску. Задача экспедиции – изучение животного мира в бассейне реки Подкаменной Тунгуски. Весьма подробно и очень интересно описаны природа Эвенкии, животный мир, первая встреча с оленем… Будущий учитель готовился к предстоящим урокам. Уроки эти длились 34 года в школе №687, а потом в техникуме. Ученикам Сергей Платонович передал то, чем богат был сам. После путешествия с экспедицией на Тунгуску Пугачев написал: «Для меня путешествие было временем духовного и физического подъема. Хотелось видеть еще дальше, еще больше, за каждым поворотом реки открывалось новое, неизведанное». Стремление к знанию как главный импульс личности – вот что формирует учителя Пугачева.Книга заканчивается возвращением к теме семьи. Последние страницы Пугачев посвящает отцу. Эти бесхитростные стихи уже немолодого сына – итог жизни нескольких поколений:На сельском кладбище старинномСредь деревенской тишиныНа месте грустном и пустынномЛежит солдат – герой войны.Такие стихи об отце может написать только человек, воспитанный настоящей семьей, жизнь в которой строилась на основах жертвенной любви. Даже прабабушке дано в книге определение: «Удивительно светлый человек». Светлое настроение вызывает и сама книга «Дороги ветерана». Она о том, как любить жизнь. Учитель Пугачев подарил нам такой учебник. А Дом учителя рассказал вам об этом. Осталось почитать.А ведь правда, без таких, как герои этой книги, «народ неполный».Наши талантыА за окном идет снег,Тает плавно заря.И на каждое «нет»Будет нежное «да».Пусть года не вернуть,Но ведь в этом и суть,Пусть сменяются дни и недели.То, что в нашей душе,Не изменят часы,Не изменит и чувство потери.Саша АЛИМЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте