Наука в школе – полная чушь. По крайней мере у нас. Сколько лет занимались проектной деятельностью, которая действительно приносила результаты (взять хотя бы «Здоровьесберегающие технологии»: на каждом уроке проводим расслабляющие пятиминутки, следим, чтобы портфели учеников не были тяжелыми, учим родителей, как кормить детей, рассказываем о пользе физической активности), а тут раз, все перечеркнули и ввели науку под названием «Пушкинское слово». Это только звучит гордо, а на самом деле все намного прозаичнее. В проекте участвуют педагоги начальных классов, русского языка и литературы. В нашей школе науку о великом русском поэте несут на своих плечах 4 учителя.
Комментарий «УГ»Это письмо (по понятным причинам мы не можем назвать фамилию автора и номер школы) послужило толчком к теме «Наука в школе». Как выяснилось, подобные проблемы существуют в большинстве образовательных учреждений. Но учителя боятся говорить об этом открыто. Школы, в которых синтез науки и образования оказался удачным, можно пересчитать по пальцам. Часть из него представлена в сегодняшней «Теме». Оставлять вопрос совместимости науки и школы нерешенным мы не имеем права, поэтому всех, кого эта проблема волнует, приглашаем к ее обсуждению.
Раз в месяц преподаватели из 7-9 школ собираются и обсуждают, чем будут заниматься. Например, организовывать олимпиаду по Пушкину или конкурс по риторике. Мы готовы принимать участие во всех мероприятиях, тем более что дети сами проявляют желание, однако дальше слов дело не продвигается. И за эту бестолковую говорильню школа получает деньги. То есть не вся школа, потому как нам ежемесячно за научную работу платят по 400 рублей, а лишь некоторые члены коллектива. В том числе окружной методист и завуч по науке. Но если где-то окружной методист действительно помогает, то о нашем мы не знали целый год и познакомились с ним совершенно случайно. Нас, как котят, кинули в это «Пушкинское слово»: как хочешь, так и выплывай. Никакой помощи от куратора не видим и, по всей видимости, не дождемся. Это очень неприятно, учитывая, что человек за ничегонеделание получает деньги.
Та же ситуация с завучем по науке. Ее работа заключается в сборе бесчисленного количества бумажек. С нас она требует, чтобы мы ежедневно сдавали письменные отчеты о проделанной работе, о том, сколько человек написали диктант на тройки или пятерки, чтобы каждый урок проводили социологические опросы и за максимально сжатые сроки подготовили папки с методическими разработками. Они у нас есть, но систематизировать их некогда. Учитель должен заниматься с детьми, а не собирать макулатуру. Педагоги ходят замученные, особенно те, кто ведет классное руководство. Самое обидное, что коллектив у нас прекрасный. Все тщательно готовятся к урокам, родители нас хвалят, у детей 100-процентная поступаемость, всегда есть медалисты. В общем, работаем хорошо. Однако, если какой-нибудь очередной письменный отчет вовремя не сдал, завуч по науке оскорбит и унизит тебя на глазах учеников и коллег. По ее мнению, такие экзекуции – лучший метод воспитания. Если что-то не нравится – можешь увольняться, потому как у нас наука принудительная.
Мое мнение таково – завуч по науке абсолютно ненужная должность. У нас эту штатную единицу ввели для того, чтобы школа выглядела выигрышной, солидной. Вот и происходит противостояние между учителями и завучем по науке. Директор школы об этом конфликте низов и верхов прекрасно знает, но сделать ничего не может. В районе она этой системой поставлена в такие условия, что отказаться не имеет права. Потому что это двигает школу на первое место, а значит, школа будет заниматься наукой, пусть даже и фиктивно.
Андрей М., учитель русского языка и литературы , Московская область
Комментарии