Сам Петр I учился легко и охотно. С помощью дворовых мастеров овладел многими ремеслами: столярным, токарным, оружейным, типографским. Особую роль в становлении его личности сыграли военные “потехи”, для чего были созданы отряды “потешных” полков, ставшие затем ядром регулярной армии. Делом всей жизни Петра было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Он понимал, что без четко отлаженной системы образования этого не добиться.
До Петра все учебные заведения (школа грамматического обучения Симеона Полоцкого, школа при Печатном дворе монаха Тимофея, славяно-греко-латинская академия и другие) находились под эгидой церкви. Теперь создается сеть светских школ, нацеленных на нужды государства. В 1701 году в Москве открывается школа математических и навигацких наук, Артиллерийская школа. В 1715 году в Петербурге возникает Морская академия, где готовили кадры офицеров флота. Появились инженерные, медицинские училища, горные школы при олонецких и уральских заводах.
Чтобы ускорить подготовку кадров, Петр I распорядился посылать молодежь за границу. Чтобы заставить дворянских недорослей учиться, указом от 28 февраля 1714 года ввел их поголовное обучение. После учебы дворянские дети получали свидетельство, без которого не имели права жениться. Еще под Полтавой Петр I объявил главнокомандующему Б.Шереметеву устный приказ: пока его племянник не получит образования – пусть не думает о женитьбе. Шереметевы нарушили запрет. Император пришел в ярость. Отца жениха он отправил на строительные работы в Петербург, а мать – на прядильный двор.
Реформы Петра I в области образования навсегда разрушили патриархальность традиционной системы обучения.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии