90-е: нечего выпить…
Вопросы школьников по методике неоконченных предложений (ребята должны были их продолжить, ничего не уточняя и не задумываясь, то есть сказать первое, что пришло в голову) проводились в Москве в 1981-1982 учебном году (опрошено 202 человека) и 1996-1997-м (опрошено 407 человек). Разница оказалась столь велика, что возникли сомнения: может быть, это специфика столицы? Поэтому в 1998-1999 учебном году была опрошена контрольная группа – 103 старшеклассника средней школы поселка Батагай Верхоянского улуса Республики Саха (Якутия).
Часть исследования касалась системы ценностей подростков. (см. табл. 1)
В конце 1990-х на потребность в деньгах как на главную жизненную проблему указало гораздо больше старшеклассников, чем в начале 80-х. Заметим, что в 1982 году мы встречали не только отписки типа “борьба за мир” или “стать Человеком”. Ребята говорили и о желании “стать нужным обществу”, и о “преданности Родине”, о том, что “главное – мир на Земле, остального мы добьемся”, собирались “бороться с ложью и лицемерием”, “принести как можно больше добра людям”, сетовали на “неумение заставить себя сделать то, что я не хочу, а нужно”, мечтали, “чтобы люди не делали зла друг другу”.
Теперь же важнее – есть деньги или нет. Вариант продолжения фразы “Люди в нашем городе делятся на…” под условным названием “Труд и доход” в 1982 году предложили только 8,8% школьников (“честным труженикам” противопоставлялись “лодыри”). А в 1997 году позиция “Труд и доход” у москвичей набрала уже 29,8% от общего числа упоминаний (“нищие” и “миллионеры” или “новые русские”). Правда, с этим согласны всего 12,7% старшеклассников Батагая (“у нас в поселке не выделяются социальные слои, есть более богатые и менее, но они не составляют какой-то класс”). При завершении этого же предложения школьники из Якутии указали также национальный признак (14% русских и 37% якутов) и умственные способности (8,8%). Впервые достаточно ярко основанием деления людей послужило отношение к алкоголю – в 6 анкетах было сказано: “на алкоголиков и нет”.
Другая группа вопросов была посвящена отношению старшеклассников к школе и учебе, к профессиональному самоопределению.
Исследование показывает, насколько расходятся учебный план школы и потребности выпускников в различных предметах для поступления в вуз. Конфликт особенно ярко заметен в строке “иностранный язык”. Москвичи считают, что школа не обеспечивает необходимой подготовки по этому предмету. С другой стороны, по мнению ребят, они перегружены историческими знаниями. Примечательно, что всего лишь в одной анкете школьница-якутка пишет о необходимости изучения национального языка. Большинство старшеклассников поселка Батагай не указывали конкретные предметы, а писали: “необходимые для сдачи экзаменов в вуз”.
“Идеальная профессия должна давать возможность…”, по мнению старшеклассников, “хорошо зарабатывать”, “хорошо жить” (54,6% москвичей и 49,1% батагайцев). А ведь в 1982 году ребята отвечали совсем по-другому: “найти место работы, чтобы я был там нужен”, “выложиться в творчестве”. “Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…”, во-первых, “образование” (39,6% москвичей и 47% батагайцев), во-вторых, “иметь знакомства, связи” (14,2% москвичей и 17,0% батагайцев), в-третьих, “иметь деньги” (11,9% москвичей и 25,5% батагайцев).
Современные межличностные отношения. В данном случае большой разницы между московскими школьниками 1982 и 1997 годов нет. “Любовь и дружба” занимают первое место, “родственные связи” – второе, в целом – свыше 75%. В Батагае популярны те же ответы (в сумме 65%), но здесь первое место по числу упоминаний занимают родственные отношения, а дружба и любовь – второе. На наш взгляд, это характерно для провинции.
Завершая предложение “Люди добры ко мне до тех пор, пока…”, одна девушка с горечью призналась: “Пока не найдут мне замену”. В небольшой части анкет подростки допускают неприличные выражения.
Старшеклассники Батагая отличаются самодостаточностью. Они значительно чаще, чем москвичи, отмечают: “чтобы понравиться другому человеку, надо быть самим собой”. Уверенность в том, что надеяться можно только на себя, у них втрое сильнее, чем надежда на то, что кто-то другой поможет. Впрочем, не все так однозначно. Десятиклассница из Республики Саха отмечает, что “семья поддерживает, защищает. …Хотя отношения напряженные из-за кризиса в стране, в семье – теплые”.
Вопрос об отношении к пьянству – один из тех, которые показывают, насколько отличаются друг от друга старшеклассники 80-х и 90-х годов.
За 15 лет обоснование причин пьянства изменилось. Оказывается, “поводы для пьянства” могут служить индикатором удовлетворенности жизнью! Настораживает тот факт, что старшеклассники Батагая почти не осуждают пьянства. При завершении неоконченных предложений у школьников поселка встречаются указания на собственный алкогольный опыт: настроение портится “…когда болит голова – с бодуна”, повседневные проблемы – “школа, менты, нечего выпить…”.
Преподаватели, организуя учебную и внеклассную работу, должны иметь представление об эмоционально подавленном состоянии школьников и активнее вовлекать их в совместную деятельность. Ведь экономический кризис, когда “все ведут себя как идиоты, всем нужны деньги”, и проблема “где взять деньги на то, на это, как сделать, чтобы родители не ругались и не пили”, приводят к тому, что “я часто не хочу жить, ведь жизнь ужасна”.
Вадим ОЛЬШАНСКИЙ, кандидат философских наук, профессор;
Елена ГОРОХОВА, аспирант Института социологии РАН
Комментарии