search
main
0

75 лет со дня рождения Геннадия Селезнева

Опять за парту: «Учительская газета»

6 ноября Геннадию Селезневу, главному редактору «Учительской газеты» в 1988‑1991 гг., известному государственному и политическому деятелю, могло бы исполниться 75 лет.

Памятник Селезневу был установлен в середине октября на малой родине политика – в городе Серове, что в Свердловской области.

8 ноября в стенах Государственной Думы открывается фотовыставка, посвященная насыщенной жизни Геннадия Николаевича. Сообщается, что ее планирует посетить председатель Госдумы Вячеслав Володин и лидеры думских фракций.

Эксклюзивно для читателей «Учительской газеты» мы представляем отрывок из готовящейся к изданию биографии Геннадия Селезнева, подготовленной известным журналистом и редактором Татьяной Корсаковой.

 

Штыки от нового коллектива

Перейдя на работу в «Учительскую газету», Селезнев ощутил, что попал совсем в другую атмосферу.

Дело даже не в том, что там Геннадия Николаевича, по словам журналиста Петра Положевца, не приняли.

– Его любили в «Комсомолке» – его улыбку, его всегда спокойный тон, – вспоминает Петр Григорьевич Положевец. – Казалось, его ничто не может вывести из себя. Селезнев был открытым и искренним. Все, что хотел сказать, говорил. Он доверял мнению большинства. «Комсомольская правда» в те перестроечные годы в самом деле была самым лучшим, самым востребованным изданием. Тираж – около 20 миллионов. Мешки писем каждую неделю. Резолюции – хоть и нечастые – высших начальников на публикациях: «рассмотреть», «принять меры»… В «Учительской газете» его не любили. По крайней мере, поначалу. …Коллектив принял его в штыки. Но ему удалось, хотя и с трудом, переломить ситуацию.

Селезнева сначала в «Учительской газете» действительно не приняли. Но из-за чего? Из-за его личных качеств вроде невыговариваемой «коммунистичности»? Нет, конечно. Реальная закавыка пряталась в том, что до «УГ» Геннадий Николаевич работал в общеполитических изданиях с их каждодневным изобилием новостей и писем о самых разнообразных событиях, а его перевели в отраслевую, профессиональную, если иметь в виду постоянных читателей, газету. Вот почему ему поначалу не доверяли, вот в чем заключалась для него истинная трудность.

В Советском Союзе было немало специализированных газет и журналов. В каждом из этих изданий был особый редакционный коллектив, хорошо знавший специфику читательской аудитории.

Пожалуй, в «Строительной» или в «Социндуске» (журналистский жаргон) Геннадию Николаевичу было бы полегче. Потому что именно по учителям перестройка ударила с особым садистским наслаждением. Знаменитый профессиональный прием авторов эстрадных штучек «утром в газете, вечером в куплете» начал действовать и в школе, только с точностью до наоборот. Подростки читали вечером «опасную», сногсшибательную, переворачивающую все привычное с ног на голову статью в «Комсомольской правде» или «Литературной газете» и наутро принимались в голос спорить со своими школьными историками или учителями литературы. Педагоги пытались копировать знаменитого героя фильма 1968 года «Доживем до понедельника» историка Мельникова (Вячеслав Тихонов), но педагогического дара, знаний, умения всматриваться в свои знания и интерпретировать их наиболее доходчиво и современно, как это умел делать талантливый кинопедагог Илья Семенович, хватало далеко не всем.

Геннадий Селезнев в первые же дни своей работы в «Учительской газете» понял, что налаживать отношения ему следует не только с коллективом, а с массивом специальных знаний, которыми лучше него владел этот коллектив. Новый главный попутно с работой над подшивками газеты начал изучать специальную педагогическую литературу. И со временем все у него в «Учительской газете» стало получаться лучше и лучше.

– Геннадий Николаевич тщательно вникал во все, что касается образования, он был очень обучаемым человеком. Понятно, что он не знал педагогических деталей и нюансов, когда пришел в новую для себя газету. Но уже через год очень четко улавливал многие вещи. И его замечания по поводу того, что «можно еще и вот с какой точки зрения на проблему посмотреть», когда что-то обсуждали на планерке, стали через год очень точными, заметно улучшали тексты, помогали делать статьи более выверенными, более достоверными. К тому времени я уже работал его заместителем.

Когда я перешел в «Учительскую газету», у меня не появилось ощущения, что Селезнев «на быстром старте» живет, что он ждет, что его еще куда-то переведут. Первый год в «Учительской» был для него в самом деле непростым, но он никогда не жаловался. Это было его отличительной чертой, и если оценивать – чертой отличной! Кроме того, Геннадий Николаевич никогда о людях не говорил плохо. Я за время работы с ним – что в «Комсомольской правде» при личных разговорах, что за чуть больше года совместной работы в «Учительской газете» – никогда не слышал от него ни одного плохого слова ни о ком. Он мог сказать, что некто недоработал: «Я просил его, но у него, видимо, не получилось, теперь ты с ним поработай». Но никогда не сомневался в способностях журналиста. Тем более не говорил, что этот некто вообще дурак.

Мне с ним работалось хорошо, комфортно. Я мог обсудить с ним все что угодно, и я не помню, чтобы он чего-то толкового не поддержал. Тогда была свобода действий…

– Селезнев был работяга, – отмечает и Дмитрий Муратов, ныне лауреат Нобелевской премии мира. – Он был человеком, который все свое влияние использовал для того, чтобы менять мир к лучшему. Это была его главная задача. При этом он считал, что газеты – очень важная вещь в мире. Он был уверен, что слово, произнесенное журналистом, способно этот мир изменить. Да, так оно и было. И все же я думаю, что у него была одна трагичная история, и в этом партия перед ним виновата. Но чего он так никогда и не сделал – никогда никого не упрекнул. Я имею в виду само его назначение в «Учительскую газету». Для него это был тяжелый момент. Он все-таки в какой-то степени был солдатом партии. Если партия давала поручение, отказаться от этого было нельзя. Он это впитал из послевоенного детства и потом из того, как возглавлял газету «Смена» в Ленинграде. Он отлично понимал, что такое вертикаль, особенно идеологическая, в Советском Союзе…

Я думаю, что он мог бы пойти и в другую партийную газету. Но вот решили партийные власти, когда увидели, что «виляет» «Учительская», послать туда Селезнева, и тот отказаться не мог…

Я сам никак не мог вмешаться. Ресурс наших отношений не позволял напрямую подойти и сказать: «Геннадий Николаевич, чем помочь?» Потому что дистанция его от нас была все равно огромная. Я очень сожалею, что так с ним обошлась страна, а он не смог своей стране в очередной раз отказать.

 

Нюансы педагогики сотрудничества

«Учительская газета» навсегда осталась «Учительской газетой».

По зрелом размышлении я поняла, что предполагаемое новое название уважаемой в среде педагогов газеты, которую до Геннадия Николаевича возглавлял знающий, умный, самостоятельный журналист и редактор Владимир Матвеев, – «Образование и наука» – было и маской, и обманом, и попыткой подсластить пилюлю для Селезнева, а вся эта затея – частью бесчестной игры, которую устроил большой ЦК против Матвеева.

Вместе с блестящим журналистом и педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком, с 1956 по 1977 год работавшим в «КП», Владимир Федорович стал создателем педагогики сотрудничества, которая не понравилась «педагогам от партии». Вот они и решили приструнить главного редактора назначением нового, молодого главного, на 15 лет моложе его, и понижением самого Матвеева в должности. Хотя, надо сказать, и это главное, что инициатива изменений в статусе «Учительской газеты» (как мы убедимся вскоре благодаря свидетельствам моих собеседников) шла не из ЦК. Это сам Матвеев вместе с коллективом пожелал перевести свою газету под крыло ЦК КПСС: до 1989 года «Учительская газета» издавалась только как орган Министерства просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, что заметно тормозило работу журналистов.

– То, что «Учительская газета» стала газетой ЦК КПСС, было все-таки не партийной инициативой и не решением сверху, тогда была удовлетворена просьба редакционного коллектива, – уточняет Петр Григорьевич Положевец. – В архивах есть письмо, которое написал в ЦК КПСС сам главный редактор Владимир Федорович Матвеев. В нем была просьба рассмотреть возможность для «Учительской газеты», которая подчинялась отраслевому министерству и соответствующему ЦК профсоюза, стать газетой ЦК партии, чтобы иметь большее влияние на систему образования и на Академию педагогических наук (АПН). В результате этих перемен только благодаря «Учительской газете» началась перестройка АПН. Газета очень сильно критиковала и подходы академии, и ее решения, и всю научную деятельность, которая там велась.

– Конечно, не стало радостным событием для «Учительской газеты» то, что главный редактор «Комсомольской правды» Селезнев пришел в «Учительскую» главным редактором, а Матвеев превратился в его заместителя… – продолжает Петр Григорьевич. – Но мне кажется, что главную задачу – продолжить ту линию очень динамического развития, которую газета за последние 7-8 лет набрала, – Геннадию Николаевичу решить удалось. Удалось сохранить линию на поддержку новаторства и новаторов.

Владимир Федорович Матвеев скончался в октябре 1989 года, проработав с Геннадием Николаевичем десять месяцев.

– Они ладили между собой?

– Конфликтов у них не было. Как рассказывал мне Геннадий Николаевич, они находили общий язык, договаривались, явного противостояния не было.

– У газеты немножко поменялись формат, подача, подходы, частично сменилась команда (Селезнев никого не выгонял: люди сами посчитали, что с таким «консерватором-партийцем» работать не смогут, поэтому иные из них уходили). Тем не менее тираж не упал за год. При этом никак нельзя забывать, что Селезнев пришел в «Учительскую газету» в тяжелое время, когда все перестало двигаться вверх, в том числе и наша с тобой любимая «Комсомольская правда». Все шло к 1991 году…

 

Хрустальный пеликан

Селезневу, который два долгих года честно, с чувством исполняемого долга работал главным редактором «Учительской газеты», в то непонятное, да что скрывать, тяжкое для страны время очень хотелось праздника. Он ведь за 8 самых счастливых трудовых лет в «КП» так привык к каждодневным праздникам, которыми радовала читателей и самих журналистов наша «Комсомолка»!

И в «Учительской газете», куда Селезнев попал не по своему желанию, а по непреклонной воле партии, он также сказал свои «весомые слова», по выражению Дмитрия Муратова. И главными среди них оказались три могучих, ставших очень важными для педагогики страны слова: «Учитель года СССР».

Вот это был праздник так праздник! Инициатором проведения конкурса стал руководитель школьного отдела газеты Владимир Жуков, а Геннадий Селезнев его горячо поддержал. Поддержал делом.

– Геннадий Николаевич проработал всего только год – 1989-й – к тому времени, когда была реализована идея, которую придумал Володя Жуков, редактор школьного отдела, – идея о профессиональном педагогическом конкурсе, – продолжает Петр Григорьевич Положевец. – Когда Жуков пришел к Селезневу с этой идеей, она тому очень понравилась. Геннадий Николаевич идею поддержал, быстро съездил в ЦК партии к Виктору Васильевичу Рябову, который тогда был заведующим отделом науки и образования ЦК, а потом долгие годы работал ректором Московского городского педагогического университета. Рябов посмотрел подготовленные бумаги и сказал: «Да, отлично, давайте будем вносить на секретариат ЦК партии предложение о том, что запускаем такой педагогический конкурс».

ЦК КПСС поддержал проведение этого конкурса. Еще в 1989 году началась очень активная подготовка. Журналисты «Учительской газеты» решили спросить мнение учителей, была большая дискуссия, насколько нужен такой конкурс и каким он должен стать, читателям было предложено вместе продумать его концепцию. Пришло, как мне помнится, около 5 тысяч писем с детальными предложениями. Геннадий Николаевич Селезнев сам договорился, что первого победителя примет первый президент Советского Союза господин Горбачев. Так оно и произошло впоследствии.

…Первый конкурс «Учительской газеты» «Учитель года СССР» прошел при мощной поддержке председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Геннадия Алексеевича Ягодина, до образования Госкомитета министра высшего и среднего специального образования СССР. Президент СССР Михаил Горбачев принял в Кремле первого победителя конкурса «Учитель года СССР» Александра Сутормина, учителя русского языка и литературы из села Поповка, которое находится в Чернском районе Тульской области. Это был хороший часовой разговор о проблемах школы, о проблемах образования.

– С той первой встречи в Кремле была заложена очень хорошая традиция, – замечает Положевец. – Практически на протяжении всех лет, за редким исключением, первые лица государства встречались поначалу с победителем, а затем с «пятнашкой». У конкурса такая структура: он проходит вначале в районах, потом в регионах, региональные победители приезжают на всероссийский конкурс (это уже после 1991 года). И проходит финал. Вначале выбирают «пятнашку» – 15 человек становятся лауреатами конкурса. Из них на следующих этапах выбирают пятерку – победителей конкурса. А потом абсолютного победителя конкурса.

Начиная с Горбачева практически все годы первые лица после конкурса встречались с победителями, с «пятнашкой» в том числе. С той первой личной договоренности Геннадия Николаевича Селезнева с Горбачевым и Ельцин, и Путин, и Медведев, и снова Путин – все они в рабочем формате встречаются с этими ребятами. Министра образования тоже приглашают на встречи, он в качестве слушателя участвует в разговоре. Но говорят на встрече в основном учителя.

…Мне кажется, что масштаб конкурса заложил именно Селезнев. И то, что конкурс до сих пор живой, – это все благодаря ему.

– Отмечу, с твоего позволения, Петр, масштаб личности Селезнева. Он ведь действовал не только в рамках «Учительской газеты». Он сразу вознес идею состязания людей в профессиональных умениях до первого лица государства со всеми вытека­ющими из этого последствиями.

– Конечно! Это был взгляд, который поднимался над конкретной ситуацией. Селезнев охватывал взглядом все пространство и действовал как влиятельный игрок на политическом поле. Мне кажется, что именно он заложил масштаб конкурса. И то, что конкурс до сих пор живой, – это все благодаря ему. Когда Геннадий Николаевич ушел из жизни, на следующий год мы в «Учительской газете» учредили премию имени Селезнева одному из участников финала конкурса «Учитель года», которая называется «За настойчивость в достижении цели». Геннадий Николаевич был всегда для меня примером человека, который очень четко ставил цели и добивался их осуществления. Мы смотрим досье педагогов, которые участвуют в конкурсе. Эта премия не очень большая. Но для учителя заметная. С одной стороны, это материальная поддержка для человека, с другой – поддержка его пути.

– Это ты сам придумал премию имени Селезнева?

– Да. Кстати! Первое интервью, которое Геннадий Николаевич дал в качестве председателя Госдумы, он дал мне, то есть «Учительской газете». Мы опубликовали это первыми в стране.

 

Территория истории

Пора подвести итоги вхождения Селезнева в сферу педагогики.

Геннадий Николаевич Селезнев на посту главного редактора достойно продолжил лучшие традиции «Учительской газеты». Но при этом обнаружилась заметная разница в подходах между ним и предшественниками. Все журналисты, специализировавшиеся на педагогике, стремились вперед, все работали во благо отечественного образования. Но если Соловейчик и Матвеев искали и поддерживали ярчайшие имена педагогов-новаторов, работавших в одиночку, то Селезнев, проявив свою обычную мудрость, сделал ставку на золотую середину педагогического сообщества и призвал страну искать не только одиночек-новаторов, но и лучших среди сильных педагогов, работающих по программе. Он понимал, что у нас не очень любят «передовиков», чей опыт еще неустойчив, что не каждый из трудящихся стремится стать стахановцем. А вот посоревноваться с таким же достойным тружеником, как ты сам, работающим по узаконенной программе, применяя при этом свои удачные находки в преподавании, в общении с классом, – это было то, чего давно ждали.

Всесоюзный конкурс «Учитель года СССР» прошел всего два раза. В первом конкурсе победил представитель Тульской области – учитель русского языка и литературы Александр Сутормин, во втором – учитель физики из Минска, столицы Белорусской ССР, Валерий Гербутов. Конкурс «Учитель года СССР» стал самым значительным достижением Геннадия Николаевича Селезнева на посту главного редактора «Учительской газеты» и одним из самых заметных событий в жизни педагогов страны. Однако прошло совсем немного времени, и название конкурса утратило последнее слово, потому что советские люди потеряли свою страну. Привычную аббревиатуру заменили на название сильно уменьшившейся державы.

Но теперь уже и конкурсу «Учитель года России», преемнику предыдущего, союзного, больше 30 лет! Он признан самым длительным профессиональным конкурсом в Российской Федерации. В состязании учителей сейчас участвуют все субъекты РФ, на финал приезжают победители из всех регионов страны. С победителем встречается президент страны, разговаривает на важные темы. Это стало явным сигналом для регионов и их руководителей: и вы точно так же разговаривайте со своими лучшими учителями, на которых строится вся система образования! Так и случилось. Во многих регионах проходят неформальные встречи глав регионов с победителями конкурса на своем уровне.

До 2007 года финал конкурса, который длится 10 дней, всегда проходил в Москве. Геннадий Селезнев настаивал на том, что это должен быть исключительно профессиональный конкурс, а не умение, скажем, учителя-математика танцевать, петь и т. д. Только демонстрация своих профессиональных достижений, в том числе показ того, как ты проводишь реальный 45-минутный урок.

В конце концов было принято решение проводить финал на родине предыдущего победителя.

Самый первый конкурс «Учительская газета» провела при поддержке Госкомитета по образованию. Начиная со второго конкурса, с 1991 года, у конкурса появилось три учредителя – «Учительская газета», Министерство просвещения и Профсоюз образования. Так все и проходит сегодня.

Деньги на этот конкурс дает государство. Главным оператором является Минпрос. Есть оргкомитет, который возглавляет министр просвещения, и два зама председателя оргкомитета – Галина Ивановна Меркулова из профсоюза и Петр Григорьевич Положевец, ныне председатель редакционного совета «Учительской газеты». Оргкомитет определяет смыслы: сущность конкурсных испытаний и подходы к формированию жюри. Оператором-исполнителем является подведомственная структура Минпроса.

 

P.S.

– Петр, как Селезнев сообщил тебе, что уходит в «Правду»?

– Все было просто. Геннадий Николаевич пришел однажды и сказал, что ему предложили возглавить «Правду»: «Как бы мы ни относились к ней, но это главная газета, и я туда иду. Это серьезное дело. Я буду тебя рекомендовать в главные редакторы «Учительской газеты». Пойдешь?»

Точно так же было, когда он позвонил мне в «Комсомольскую правду» и спросил: «Пойдешь ко мне замом главного редактора в «Учительскую газету»?», а я ему тогда ответил: «Геннадий Николаевич, можно я подумаю до завтрашнего утра?», и он сказал: «Давай».

Тут же я сказал сразу: «Да, если вы считаете, что я справлюсь, я не буду отказываться, если предложат». Затем, очень скоро, было принято решение о его назначении в «Правду» и о моем назначении главным редактором «Учительской газеты». Все было открыто и честно. Да, это была его черта. Он всегда давал тебе возможность выбора. Весь разговор длился две минуты. Это же еще хорошее время было. Это было начало 1991 года.

 

Василий ПЕСКОВ, журналист, писатель, лауреат Ленинской премии, Премии Президента РФ и Премии Правительства РФ в области СМИ:

– Селезнев отличался тем, что, публикуя острый материал, в случае конфликта с властью или частным лицом никогда не оставлял журналиста один на один с недовольными и в первую очередь себя считал ответственным за публикацию, подтверждая таким образом не всем известную истину: смелость в газете – это не только и не столько смелость журналиста, это в первую очередь смелость редактора издания.

 

Дмитрий МУРАТОВ, журналист, медиаменеджер, лауреат Нобелевской премии мира:

– У Селезнева в генах были ценности, была мораль, какая-то врожденная огромная влиятельность.

 

 

Валентин ЮМАШЕВ, журналист, медиаменеджер, глава Администрации Президента РФ (1997‑1998 гг.), советник Президента РФ (2000‑2022 гг.):

– Когда я пришел в Кремль и стал главой Администрации Президента РФ, сразу поехал к Геннадию Николаевичу. Сказал ему: «Есть возможность выстроить нормальные рабочие отношения с президентом. Поскольку мы с вами коллеги, друг друга хорошо знаем, мы точно сможем что-то решить. У нас с вами есть возможность этот корабль под названием Россия двигать вперед в спокойном режиме. А то, что Борис Николаевич готов сотрудничать с Думой, это я знаю точно. Много вопросов, по которым надо вместе сотрудничать, – законы, бюджеты, миллион вопросов».
У меня в том числе благодаря старым отношениям по «Комсомольской правде» всегда была возможность позвонить Селезневу. Или он мне звонил. Он продолжал меня называть Валей, а я его по-прежнему называл Геннадием Николаевичем, на «вы». Если вдруг возникала острая ситуация, в Думе какой-то бурлеж, он мог мне позвонить: такая-то проблема, давай думать, как ее снять. У нас возникли очень позитивные рабочие отношения, которые позволяли разрешать горячие ситуации.

Светлана ГОРЯЧЕВА, сенатор Российской Федерации от Приморского края, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности:

– Простота в общении, отсутствие высокомерия и одновременно высокий интеллект и образованность. Я слушала, как он выступал на встречах. Очень сложные вещи в его устах были простыми и понятными. Там присутствовали разные люди – интеллигенция, рабочие, пенсионеры, молодежь. И я не сомневалась, что его понимают и те, и другие, и третьи, и четвертые. После встреч к нему подходили жители, и он не гнушался дополнительно с ними общаться. Я тогда впервые подумала, что Геннадий Николаевич политик будущего и именно такие государственные деятели нужны стране.

 

Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ:

– Признаюсь, мы гордимся тем, что Геннадий Селезнев был главным редактором «Учительской газеты». Да, годы его работы в издании были непростыми, как, впрочем, и для истории нашей страны. Многие мои коллеги до сих пор с теплом вспоминают те профессиональные и жизненные уроки, которые дал им Геннадий Николаевич. Неудивительно, что, пройдя сквозь не одну бурю, он впоследствии внес значительный вклад в развитие и становление российской государственности уже на посту председателя Государственной Думы.
Очевидно, что он был настоящим патриотом, который ставил интересы страны и ее граждан выше политических взглядов. Именно ради этой цели ему удалось объединить очень разных людей, которые и сегодня сохраняют добрую память о нем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте