В апреле Департамент образования Москвы празднует свое 75-летие. Сегодня он осуществляет государственную и городскую политику в области образования. Широта деятельности и значительность решаемых задач сделали столицу общероссийской экспериментальной площадкой, где предлагаемые идеи проходят проверку на практике и становятся достоянием всей страны. Но путь к этому был пройден сложный, семидесятипятилетний.
В 1918 году в Москве было принято решение Президиума городского Совета рабочих, крестьянских депутатов о формировании отдела народного образования с тремя подотделами – школьным, художественно-просветительским, просветучреждений.
В 1921 году отдел был слит с губернским отделом образования, а в марте 1931 года из Московского областного отдела образования была выделена самостоятельная структура – Московский городской отдел народного образования (Мосгороно). С этого момента, собственно, и началась история главного управленческого органа столицы в сфере образования.
Первым руководителем Мосгороно стала Людмила Викторовна Дубровина. Родилась Людмила Викторовна в Тбилиси в 1901 году, там же окончила среднюю школу. Видимо, у Дубровиной была насыщенная общественная жизнь, не случайно год она отработала начальником Главполитпросвета. С этой немалой должности она в 1921 году вернулась в образование и три года работала учителем начальных классов одной из тбилисских школ. Осенью 1923 года Людмилу Викторовну ЦК Компартии Грузии направляет в Москву на учебу в Академию коммунистического воспитания имени Надежды Константиновны Крупской, где она училась три года. Выпускницу академии поначалу партия направляет на работу в свои структуры – Дубровина работает инструктором, потом заместителем заведующего отделом Хамовнического РК ВКП(б). Но в 1930 году ее возвращают в систему образования, назначив заместителем заведующего объединенным областным и городским отделом народного образовании, а в 1931 году, практически сразу после создания Мосгороно, Дубровина становится заведующей этим отделом и работает там до 1937 года.
После 1937 года руководители Мосгороно меняются довольно часто: в 1937 году – Анастасия Дмитриевна Сергеева, с 1939 года – Алексей Георгиевич Орлов, с 1951 года – Сергей Александрович Наумов, с 1956 года – Анатолий Иванович Шустов.
В 1962 году на должность начальника Мосгороно назначают Георгия Леонидовича Асеева, и начинается целая эпоха в развитии столичного образования, которая по праву связана с его именем. Асеев руководил городской системой образования 24 года до того момента, когда началась перестройка и пост первого секретаря горкома партии занял Борис Ельцин. Борис Николаевич был приверженцем идеи о кардинальной смене кадров, а потому «новая метла» коснулась и городского отдела образования. В 1986 году на должность руководителя уже Комитета образования Москвы была назначена Любовь Петровна Кезина. Выбор Ельцина был не случаен: Любовь Петровна была по образованию педагогом, к тому времени уже имела опыт работы в школе, в роно, в райисполкоме, в райкоме партии, а кроме того, обладала сильным характером, необходимым для того, чтобы превратить московскую систему образования в ту, которая бы соответствовала требованиям времени. У Кезиной была задача потрудней, чем в свое время у Асеева: тот удерживал систему от развала, она же должна была ее перестраивать, преодолевая все сомнения, возражения, все то противодействие, которое оказывали на каждом шагу те консерваторы от педагогики, которые считали, что все хорошо и ничего менять не нужно. На самом деле перемены назрели, Кезина и ее команда доказали это. С именем Любови Петровны связано возникновение в Москве гимназий, лицеев, школ с этнокомпонентом, коррекционных школ, новых форм дополнительного образования, колледжей, реализующих программы НПО и СПО, городских педагогических вузов, строительство школ по индивидуальным проектам. Перечислить все невозможно да и не нужно, поскольку москвичам это все очень хорошо известно. Вместе с Юрием Михайловичем Лужковым Любови Петровне Кезиной удалось сделать городскую систему образования предметом особого внимания законодательной и исполнительной ветвей власти. Не случайно Москва лидирует по количеству и качеству законов в сфере образования, многое в жизни педагогов и учащихся меняется к лучшему. Москва дает России образцы образования и отношения к образованию, а Любовь Петровна Кезина по праву стала лидером российского образования.
Комментарии