Мне часто приходится выступать, но, пожалуй, такого приятного волнения, как сегодня, я до сих пор не испытывал. Всегда, когда обращаешься к учительству, независимо от своего возраста, чувствуешь себя учеником, может быть, даже нашкодившим. Учеником, который обязан своему учителю самым главным – знаниями, образованием своей личности. Не только школьными знаниями по учебникам, но и теми, что дает школа, воспитывая коллективизм, чувство товарищества, справедливости, воспитывая ту дисциплину личности, не просто формальную, а ту, которую каждый из нас должен реализовать, вступая в зрелое общество, во взрослый мир.
Мне доставляет громадное удовольствие поздравить наше московское образование, наше московское учительство с прекрасной датой – 75-летием. Думаю, сама дата заставляет несколько усомниться в том, что 75 лет – московскому образованию. В самом деле 75 лет не московскому образованию, а департаменту. Московское же образование началось с момента, когда возникло наше общество. Это образование имело разные институты, разные уровни, разные учебники, но оно всегда имело учителей, которыми в определенный период времени были родители, представители старшего поколения, а потом, уже с развитием государства, появился его величество Учитель. Сегодня у нас не просто пройдено 75 лет, прожита особая эпоха, большая и очень серьезная. Сейчас мы особым образом чувствуем, какими были последние 15 лет этого пути. Все в стране менялось, многое проваливалось, рушилось, возникли сложнейшие, порой невыносимые для нашего учительства, для нашего департамента и для города проблемы, когда нужно было удержать уровень, сохранить потенциал независимо от лишений, независимо от проблем, которые навалились на наше учительство. Конечно, первая наша благодарность (я не говорю о благодарности мэра, правительства Москвы, Московской городской Думы, говорю о благодарности москвичей) за то, что столичные педагоги своей стойкостью, своим осознанием того, какую миссию выполняет учитель в любом обществе, а в нашем – в особенности, эти сложности преодолели и не дали уронить потенциал нашего образования. Здесь было все: невероятные социальные сложности, трудное социальное положение, сложности, связанные с попытками изменить, перестроить (а по-моему – с попытками развалить) ту основу, тот фундамент, который всегда выделял наше народное образование среди других государств. Во всем этом, в процессе провалов, разных реформ, новаций – правильных и неправильных, нужно было найти единственно верное решение. Учителя, наш департамент смогли это сделать.
Сейчас стало лучше, сейчас мы можем говорить о том, что наше образование – образование в Москве – соответствует требованиям общества, требованиям времени. Удалось удержать образование от соблазнов дурного реформирования, удержать уровень образования, соответствующий стране, которая в плане школьных знаний может быть отнесена, как и раньше, к понятию сверхдержавы. Я с полной убежденностью об этом говорил, выступая на Государственном совете, который разбирал проблематику национального проекта «Образование».
Мы в Москве имеем потенциал, который уже решил практически все проблемы, поставленные в программе развития образования в рамках национального проекта. Это не похвальба, это констатация факта, который очевиден. Но в любом государстве должны быть лидеры, и задача московского образования – самая сложная, задача – подтянуться к тому уровню, который известен, но достижение которого часто вызывает сложности. Но это сложности, возникающие тогда, когда ты уверен в правильности той цели, к которой должен прийти, когда тебе известна траектория движения к этой цели, скорость движения по этой траектории, и, несмотря на то, что есть организационные, финансовые и любые другие сложности, это движение все-таки легче, чем осваивать варианты продвижения к новому уровню. Думаю, мы в московском образовании сейчас не только для Москвы, но и для нашей страны, должны поставить перед собой задачу прорывного уровня, причем это не реформы, по которым мы вели ожесточенные споры, дискуссии, обсуждения и находили наиболее разумную линию в реализации нашей политики. Это уровни, которые должны быть нами освоены в рамках формирования образа «Школы будущего», в рамках той новой методологии, которая должна всегда совершенствоваться вместе с развитием общества, вместе с интеллектуализацией нашего пространства, вместе с теми новыми явлениями, которые пришли и должны быть освоены на ранних стадиях формирования личности, гражданина. Мы, я убежден, эту задачу должны и можем решать.
Мы должны говорить о совершенно новых приемах, новых формах, методологиях образования. Совсем недавно мы вместе с Людмилой Ивановной Швецовой и Любовью Петровной Кезиной принимали одного швейцарца, такого абсолютно, я бы сказал, «ненормального» в смысле увлеченности своим делом. Он предложил нам очень любопытную вещь. Конечно, она лежит за пределами самой школы, хотя и в школе образность тех или иных представлений о физике и других предметах – абсолютно необходимое дело. Мы договорились с ним о том, чтобы в методическом, методологическом плане (ресурсы мы выделим сами) быстро создать комплексы «Хочу все знать».
На Государственном совете мы говорили о необходимости внедрения нормативной системы определения объемов финансирования для наших школ. При этом наша цель – быстрейшим образом ввести этот нормативный метод, сформировать ресурсы для школы, которыми в городе будет управлять сам педагогический коллектив вместе с нашими попечителями, родителями. Школа будет вправе многое определять, планируя расходование ресурсов для решения разнообразных задач в своей жизни и деятельности.
Мы говорим и о таких вещах, как обязательность 11-летнего обучения. В Москве городская Дума по предложению правительства приняла закон об обязательности школьного образования. Это закон, который обсуждался много раз как постановка такой задачи: может ли в Москве существовать положение, при котором кто-то из ребят не учится. Все это в высшей степени важно, потому что нельзя допустить, чтобы хотя бы одного из тех, кто должен получить образование, мы потеряли. Обсуждая эти вопросы, мы говорили, что это не вопросы школы, это вопросы города, городской власти, муниципальных образований, управ, префектур, правительства Москвы, что, пожалуй, впервые решается так в нашем обновленном государстве, но мы должны вернуться к задачам, которые всегда стояли в прошлом перед нашей страной.
Когда мы говорим о «Школе будущего», то имеем в виду совершенно иной, новый, пока еще не очень осмысленный образ, но это и задача, которую мы должны вместе снивелировать, решать. Может быть, в рамках модификации или модернизации программы «Столичное образование-4». Все это – то прекрасное, что может быть реализовано, что взято Департаментом народного образования в качестве новой, я бы сказал, приоритетной задачи, которая сформирует будущий период жизни нашей школы, нашего учительства и, конечно, будет главной темой, главной проблемой в работе самого департамента.
Мы говорим еще об одном – о социальном положении учителя. Не дорабатываем мы в этом плане, и тем не менее учительство, понимая сложности города, имеет основания для оптимизма, потому что и в этом году у нас будут реализованы решения по увеличению уровня оплаты труда на 45%. Моя личная задача (поскольку темп здесь мы задали, превышающий средний темп роста средней заработной платы в Москве) – реализовать то, что в высшей степени важно для любого общества: довести зарплату тех, кому мы доверяем наше будущее, подрастающее поколение, к уровню не хуже, чем уровень оплаты и социальной поддержки по городской системе промышленности и в других отраслях. Мы видим перспективу решения этой задачи. Мы должны быть вместе и только вместе: педагоги – создавать школу будущего, мы – формировать социальную основу, социальную поддержку и хорошее финансирование, чтобы материальная база школы будущего была сложена нормально, чтобы была та социальная атмосфера, в которой учитель сможет чувствовать себя уверенно, на равных со всеми остальными, кто трудится в Москве, смотреть на мир и быть уверенным, что его работу уважают, что об этом не только говорят с высоких трибун, не только призывают в лозунгах, но и поддерживают, оценивают. Реально и по делу.
75 лет – прекрасная дата, которая может быть отмечена с хорошим рабочим и душевным настроением. Это дата, которая может сегодня отмечаться с большой благодарностью всех москвичей, всего московского сообщества нашему столичному Учителю. Это дата, которая нас зовет в будущее.
Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Московской городской Думы: Городская Дума ошибок
в своей работе на благо образования не допускает
Образование всегда остается образованием: и при советской власти дважды два – четыре, и в демократической России дважды два – четыре. Департамент образования Москвы всегда делал самое главное – превращал образование во всеобщее и доступное. В первую очередь это всегда достигалось усилиями учителей. Без Департамента образования, без исполнительной и законодательной власти в городе ничего хорошего происходить не может. Совместными усилиями за последние годы появился новый смысл в названии «Московская школа», московская школа стала символом высокого качества. О том, как сильна наша средняя школа, говорят успехи Москвы во всех отраслях жизни людей. Депутаты Московской городской Думы гордятся тем образованием, которое получили лично, поэтому совместными усилиями мы всегда вовремя утверждаем бюджет, в котором немало денег выделяется на столичное образование. Если московские власти сказали, что зарплата учителя увеличится на 45%, значит, депутаты это решение обязательно поддержат. Ошибок у законодателей не должно быть: наши коллеги из Государственной Думы РФ при третьем чтении поправили текст закона, и 80 тысяч учителей остались без доплат за классное руководство. Мы таких ошибок не допускаем. Все законы, которые принимаются в Москве, направлены на улучшение социального положения, жизни и деятельности образования, мы впервые в России уже приняли закон, который сделал одиннадцатилетнее образование обязательным. Еще одно событие в жизни Москвы, которым можно гордиться, – это то, что Мосгордума наградила Департамент образования Почетной грамотой. Это самая высокая награда городской Думы.
Владимир ДОЛГИХ, дважды Герой Социалистического Труда, председатель Московского городского совета ветеранов: И на пенсии учителя остаются активными общественниками
Эта дата позволяет нам, ветеранам, которые тоже когда-то учились в школе, поблагодарить всех преподавателей, которые дали знания, воспитали нас людьми, внесшими большую лепту в становление советского государства, в защиту Родины и разгром фашизма. 75 лет работы Департамента образования вписаны в историю, мы должны вспомнить избы-читальни, рабфаки, техникумы, высшее образование, которое позволило создать огромную когорту инженеров, разработавших великолепные образцы техники, а техника позволила защитить и отстоять свободу нашей страны. Это все – образование. Когда мы говорим, что кадры решают все, это в первую очередь относится к подготовке людей, их воспитанию. В Москве есть огромный отряд ветеранов-преподавателей, которые прошли жизненную школу в московском образовании, их у нас в столице 20 тысяч, и они принимают самое активное участие в общественной работе, в воспитании подрастающего поколения вместе со всем отрядом ветеранов, участвуют в создании музеев трудовой и боевой славы.
Комментарии