Юбилей отмечали в Московском доме ученых, что было несколько символично и можно было расценить как возвращение педагогической науки после долгого отсутствия в высокое академическое сообщество.
Сегодня в разговорах о РАН и других отечественных академиях постоянно звучит тема реорганизации, реструктуризации, сокращения науки, но РАО стала счастливым исключением. До начала торжества два часа шло обсуждение нового устава, но ни паники, ни горестных восклицаний по поводу умирания академии не было, может быть, даже наоборот: то, что ученые предлагали прежнему руководству и получали в ответ отказ, ныне практически реализовано в проекте устава РАО – это их радует. Лично меня радуют и первые шаги нынешнего президента РАО Людмилы Вербицкой: в РАО больше нет завхоза, ставшего стараниями некоторых членов академии ни больше ни меньше как академиком, утратила прежнюю скандальную силу бывший ученый секретарь, главным ученым секретарем стал интеллигентный и умный Юрий Зинченко из МГУ, усилена роль высшего образования, которое до того выполняло в РАО молчаливую роль Золушки, к тому же в академии появилась своя пресс-служба, и это значит, что будет разрушена стена молчания вокруг всех тех дел, которыми она может гордиться. До того о РАО можно было писать в газетах исключительно по поводу многочисленных скандалов да неправедных выборов академиков и членкоров, ныне есть надежда сменить тональность на исключительно деловую и даже горделивую: дескать, у нас есть Академия образования, в которой умные и современные ученые делают значительные и очень нужные дела.Юбилей РАО – это еще и повод сохранить ее во что бы то ни стало, ведь еще в далеком 1943 году, когда шла Великая Отечественная война, страна решила, что ей нужна педагогическая наука, которая работает на будущее. Еще не известен был исход Второй мировой войны и, казалось бы, было не до образования, но руководство страны учредило Академию педагогических наук. За этим решением, заметила президент РАО Людмила Вербицкая, четко прослеживается, что даже в годы великих кризисов приоритет образования был не словом, а делом. Делом, за которым стояла вера в Победу, понимание, что только просвещенная страна имеет шанс на успех в мире конкурирующих мировоззрений, идеологий и экономик. Сегодня, в мирные годы, такая наука, видимо, нужна в еще большей степени, ибо изменилась страна, изменилось общество, изменилось образование, изменились дети, поэтому у педагогической науки забот полон рот, так же как и работ, которые, опираясь на былые значимые достижения, будут помогать продвижению вперед и стране, и обществу и, конечно, образованию. Значимость юбилея и соответственно значимость РАО как таковой подчеркнули почетные гости, которые давно лично знакомы с Людмилой Вербицкой, а поэтому поздравлявшие в равной степени как академию с юбилеем, так и саму Людмилу Алексеевну с избранием. Кстати, избрание в самом деле событие знаковое: во-первых, у нас уже давно никто не выдвигал в руководители крупных научных комплексов представителей так называемого слабого пола, а РАО выдвинула и избрала, во-вторых, еще хранятся воспоминания о первом президенте первой Российской академии наук Екатерине Дашковой, и у представителей славного города Питера это обстоятельство навевало некие аналогии.РАО поздравляли именитые гости: от имени Президента РФ – Андрей Фурсенко, зачитавший письмо первого руководителя государства, от Совета Федерации – Любовь Глебова, соответственно с письмом от председателя СФ Валентины Матвиенко, от Госдумы РФ прибыли сразу два посланца – председатели комитетов по образованию и науке Вячеслав Никонов и Валерий Черешнев, от Счетной палаты – Владимир Катренко. Два выступления были очень знаковыми. В новом качестве президента Книжного союза выступил прежний председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который вспомнил о многолетних проверках РАО и на реплику из зала бывшего президента академии Николая Никандрова ответил с юмором: «И претензий по нашим былым проверкам у вас нет, и сидите вы с нами, а не где-то, куда после наших проверок можно было попасть!» Правда, настроен Сергей Вадимович был очень мирно и даже предложил Людмиле Вербицкой сотрудничество с книгоиздателями, тем более что в Книжном союзе есть свой отдел образования, занимающийся учебниками, а РАО с новой силой и ответственностью намерена экспертировать учебники, входящие в федеральный список рекомендованных и допущенных. Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сказал, что приехал не только по давнему знакомству с Вербицкой, но и по служебной надобности. Нет, сказал Якунин, служебная надобность вовсе не для того, чтобы приобрести нового пассажира для экспресса «Москва – Санкт-Петербург» (Людмила Вербицкая, совмещающая пост президента СПбУ и декана филфака этого университета, по несколько раз в неделю летает из Питера в Москву и обратно), а для того, чтобы установить тесные интеллектуальные связи с Педагогической академией. Дело в том, что у Российских железных дорог очень много самых разнообразных учебных заведений, по мнению Владимира Ивановича, уже пора внести свой вклад в модернизацию этой ведомственной сети образования.Но конечно, овацию зала вызвало выступление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, передавшего академикам поздравления Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Дмитрий Викторович, адресуя им еще и свои личные поздравления, предложил оценить себя как продукт педагогической науки. Ничего удивительного в этом нет, ведь Дмитрий Ливанов – выпускник одной из трех оставшихся в ведении РАО школ. Одну из них – ту самую, что выучила Ливанова, 91-ю, нынче опекает Психологический институт РАО при поддержке Дмитрия Викторовича, поэтому у школы есть шанс в самом деле стать суперсовременной. Кстати, концерт по поводу юбилея академикам дали не профессиональные артисты, а как раз ученики подшефных школ, а также кадетского корпуса имени Героев Севастополя.В торжественном докладе президент РАО Людмила Вербицкая отметила, что юбилей – повод не только для оценки прошлого, понимания настоящего, но и для прогнозирования будущего. Мы часто говорим на языке уроков, сказала Людмила Алексеевна, и перечислила несколько значимых уроков. Урок первый – из истории образования АПН РСФСР: никакие ссылки на социальные или экономические трудности развития России не могут быть оправданием потери приоритетности образования в жизни личности, общества, государства. Урок второй – первый состав академии насчитывал 26 человек, но благодаря этим энтузиастам спустя 70 лет можно развивать принципы научного поиска, умножать авторитет научных школ, прогнозировать изменения, связанные с жизнью детей в XXI веке, проводить фундаментальные исследования, направленные на утверждение ценностей современного детства и общества. Урок третий: быть сопричастным к истории Российской академии образования – это не только высокая честь, но и большая ответственность за ребенка. В научной деятельности на каждом этапе своего развития, подчеркнула Вербицкая, академия реализовывала три группы задач. Первая группа была ориентирована на опережение времени, на фундаментальные исследования образования как ведущий мотив общества знаний. Вторая группа предполагала актуальное научное психолого-педагогическое обеспечение образовательной системы страны. Третья группа задач связана с развитием академии как экспертного сообщества, координирующего разнообразные научные исследования и осуществляющего перманентный мониторинг качества. Именно фундаментальные исследования позволяют современному образованию выйти на новый уровень своего развития. Благодаря фундаментальным идеям, созданным классиками современной науки об образовании, подчеркнула Вербицкая, мы говорим о таких аспектах модернизации, как развивающее образование, вариативное образование, индивидуализация обучения, управление изменениями в образовании, формирование идентичности личности, страхование рисков детства.В области информатизации образования, отметила Людмила Алексеевна, сделано уже немало, особенно в системе вузовского образования, но, по общему мнению ученых, мы не получили здесь тех результатов, на которые рассчитывали, вкладывая в последние годы немалые средства в оснащение школ компьютерами, в разработку электронных образовательных ресурсов, большинство из которых сегодня практически не востребованы ни учителями, ни учащимися.Понятно, что Людмила Вербицкая не могла не сказать об информатизации и о том, почему она пока не движется так, как видится в идеале: «Разрабатываемые электронные ресурсы ориентированы на традиционную систему образования, традиционный образовательный процесс, которые мы хотим во многом изменить в ходе модернизации образования. Иначе говоря, создаваемые электронные средства обучения пока, как правило, направлены на достижение образовательных результатов, которые зачастую неадекватны новым целям и ценностям образования. Сегодня становятся особо актуальными практико-ориентированные исследования, работы, имеющие ясное практическое значение для развития регионов страны. У академии есть работы, в которых образование выступает как инструмент решения жизненных, в том числе социально-экономических, проблем сообществ. Собственно говоря, это один из ключевых признаков социокультурной модернизации образования. Причем важно, что разрабатывается не только методология, теория, но уже есть созданный в ходе многолетних работ в регионах конкретный инструментарий – технологии и формы социокультурной модернизации». Людмила Вербицкая в завершение доклада обозначила несколько актуальных задач, которые предстоит решить: «Академия должна стать центром выражения чаяний, предложений, озабоченности и, наконец, мыслей общества (каждого гражданина) в области образования, воспитания, нравственности и культуры. Мы должны улавливать самые тонкие обертоны общественного сознания и своевременно и точно на них откликаться, донести свои новаторские достижения в педагогике и воспитании не только до профессионалов, экспериментальных площадок, но и родителей. Как говорили раньше – нужно выйти в народ! Для этого нужно разработать технологии, форматы и принципы такого общения. Академия должна стать центром переподготовки учительских и педагогических кадров. Принцип: любая новация в жизнь, но на условиях жесткой экспертизы. Системная переподготовка педагогов в стране вообще утеряна, необходимо ее восстановить, в противном случае меры по совершенствованию системы образования и качества образования не будут иметь никакого успеха». Людмила Вербицкая хочет, чтобы высшее педагогическое образование вышло из «замков из слоновой кости» и подготовило новое поколение компетентных учителей, чтобы науки об образовании превратились в широкий комплекс междисциплинарных дисциплин, изучающих образование как ключевой институт социализации общества, комплекс, не сводящийся к психолого-педагогической науке, при всей ее важности. Она уверена, что, только активно включаясь в реализацию проектов ФЦПРО, институты академии вместе с Министерством образования и науки РФ решат задачи модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития.Вот так в свое семидесятилетие Российская академия образования продемонстрировала явное стремление к обновлению и развитию, что не может не радовать. Как говорится, дай бог!
Комментарии