30 октября в России – День памяти жертв политических репрессий. Во многих школах педагоги используют этот повод для рассказа подросткам о том, что происходило в нашей стране в 1920-1950-е годы. Говорят о миллионах наших сограждан, прошедших через лагеря ГУЛАГа, расстрелянных, сосланных и депортированных, отправленных в детские дома после ареста родителей.
В рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий в эти дни Государственным музеем истории ГУЛАГа, Фондом памяти в партнерстве с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека проводится просветительская акция “30.10” . Уже несколько лет педагоги могут воспользоваться разработанным Уроком Памяти для того, чтобы начать диалог с учениками на одну из самых сложных тем отечественной истории.
Но несмотря на то, что уже несколько десятилетий тема репрессий поднимается в повестке образовательных организаций, ее используют только те педагоги, которые понимают ее глубокий и содержательный потенциал.
Сегодня мы познакомим вас с несколькими причинами, почему эта тема может стать важной в диалоге педагога и подростка, родителя и ребенка, взрослого и юного.
1. Обсуждение ценности человеческой жизни
Часто литературные произведения и судьбы исторических персонажей не вызывают у школьников эмпатии. У них не возникает чувства сопереживания, сострадания. Рациональный подход к изучению гуманитарных (тут надо обязательно вспомнить почему они так называются) предметов часто диктует свои формы – таблицы, сравнения, анализ, графики, тесты.
Истории реальных репрессированных людей, таких же как бабушки и дедушки учащихся, продемонстрированные через записанные воспоминания или через показанные документы, могут раскрыть школьника с другой стороны. Как правило, человеческое измерение всегда дает возможность посмотреть на исторический процесс под другим ракурсом.
Знание конкретного человека и его истории во многих ситуациях педагогического взаимодействия важнее миллионной статистики. Это знание позволяет говорить о ценности человеческой жизни. А “ценность” конкретного человека для ребенка, подростка возникает тогда, когда человек ему близок, небезразличен. Когда человек вызывает искренние чувства.
Тема ценности человеческой жизни всегда всплывает при обсуждении темы репрессий. Часто педагоги используют некорректный метод сравнения: что было хорошего, а что плохого в этот период. На одной стороне – ГУЛАГ, репрессии, расстрелы, ссылки. А на другой стороне индустриализация, победа в войнах, освоение страны. И тем самым умаляют жизнь человека, подобным сравнением заявляя: люди погибли и пострадали, зато страна развивалась семимильными шагами.
Это недопустимо. И об этом тоже надо говорить с учениками.
2. Достижение метапредметных результатов
Нельзя рассказать о событиях, связанных с массовыми репрессиями 1920-1950-х годов, не выйдя в границы других предметных областей. Так, говоря о ГУЛАГе, необходимо “включить географическое мышление” (как писал философ Подорога); а для осознания процессов нужны знания из экономики, демографии и статистики. В этой теме важны социология, философия, лингвистика. Сестра школьной истории в освоении темы репрессий – литература. С помощью литературных произведений можно познакомить с этим периодом через сюжетные линии, характер героев, их действия в ситуации выбора.
Используя метапредметный подход, коммуницируя с другими учителями-предметниками, можно гораздо основательнее изучить и историю. В Музей истории ГУЛАГа иногда приходят учителя биологии и рассказывают о процессах в организме, которые возникают, если человек интенсивно работает в условиях лагерей, недоедает или питается однообразной скудной на элементы пищей. Они знакомят учеников с личностью вирусолога Льва Зильбера, который в лагерного заключении создал лекарство от пеллагры. Многие из них рассказывают о выдающемся ботанике, генетике Николае Вавилове, смерть которого – страшный повод рассказать о генетике и о том, что такое наука и что такое лженаука.
3. Повод обратиться к истории региона
Нет в стране места, которое бы не было связано с темой репрессий. Если посмотреть на карту ГУЛАГа, то можно увидеть, что фактически в каждом регионе были лагерные пункты. В каждом населенном пункте производились аресты. А если упоминать о раскулачивании, ссылках, высылках, депортациях народов – то можно на карту нанести ещё несколько слов общенациональной трагедии.
Но для педагога может быть важнее обнаружить историю конкретного объекта недалеко от школы или человека из его населенного пункта. Они могут стать основой для диалога со школьниками. Часто бывает, что среди нашего окружения находится то, что может рассказать о глобальных событиях прошлого.
4. Знакомство с научными методами познания
Одна из задач современного образования в том, чтобы учащийся мог познавать мир, процессы в обществе, прошлое с помощью научного знания. Умение анализировать, сравнивать, владение элементами социологического исследования, знание методов работы со статистической информацией, – все это может быть развито при общении с темой массовых репрессий.
В этой теме, кстати, необходимо использовать и материалы профессиональных ученых. Часто используются и другие тексты: публикации в соцсетях, выпуски влогов, статьи газет и электронных изданий. Любой опубликованный материал может быть подвергнут критическому анализу. Это могут делать и старшеклассники. Если они обладают комплексом методов научного познания и умеют их применять, они с легкостью смогут разобраться с адекватностью цитирования источников.
5. Возможность научить вести дискуссию, диалог
Любая дискуссия, возникающая о теме репрессий, часто приводит участников к конфликтам. Очень много мнений, очень разнообразное у нас общество, очень много оценок прошлого, очень много непроработанного и непроговорённого. Достаточно посмотреть на публикации и комментарии в социальных сетях к постам по этой теме.
Эти комментарии – показатель того, что тема остра, что она требует диалога. Очень часто даже по комментариям можно судить и о том, что многие наши сограждане не умеют вести дискуссию в рамках общепринятых норм коммуникации: с уважением к оппоненту, без агрессии, аргументированно. Тема репрессий может дать повод проработать то, как на самом деле должна вестись дискуссия – будь она реальна или виртуальна. Даже анализ упомянутых постов и комментариев может дать качественный результат, а обсуждение того, что допустимо и что нет – будет хорошим ориентиром для ведения обсуждений и за рамками темы репрессий.
Кроме этого, обсуждение норм дискуссии в рамках темы репрессий может поднять более широкую тему о культуре памяти в нашей стране и в других, познакомить учащихся с понятием мультиперспективности, дать возможность увидеть разные нарративы в изучении прошлого, проанализировать причины их появления.
6. Основа для проектно-исследовательской деятельности
Судьба человека, история места, объекта может стать основой для исследовательской или проектной работы. Информация о репрессированных сотрудниках и учениках школы может лечь в основу целого исследования с запросом архивных материалов, с записью воспоминаний, созданием экспозиции в школьном музее.
Многие проекты, которые могут быть реализованы на основе взаимодействия с этой темой будут служить задачам увековечения памяти людей. Главное найти форму, которая будет адекватна месту, теме, и команде или подростку, который решил этим заняться.
Например, создание аудиогида по поселку, который возник как спецпоселение ссыльных в 1930-е годы, будет хорошей формой фиксации информации о конкретном месте на карте нашей страны. А установка мемориального знака проекта “Последний адрес” с поиском архивных документов и обоснования установки знака – хорошим элементом социально-значимой деятельности учащихся. Актуальная для подростков форма создания медийных материалов для социальных сетей также может быть использована для рассказа об объектах, которые сохранились в населенном пункте и связаны с существованием ГУЛАГа.
7. Одна из причин для изучения истории семьи
Самое же главное, что может сделать работа с темой репрессий, – это побуждение человека к поиску информации об истории своей семьи. Иногда, когда человек вводит фамилию своего предка в базе данных о репрессированных, он и не ожидает что-то найти.
Но когда ему становится доступна информация о прадеде, который, например, умер в лагере или был расстрелян в 1937-м году, он начинает дальнейший поиск. Он формулирует вопросы как к себе, так и к своим родителям. За счет интереса к истории предков налаживается межпоколенческий диалог. Семьи начинают поднимать документы, оставшиеся в домашнем архиве, и делают открытия. Многие начинают писать в архивы, знакомиться с материалами в открытых источниках. Для некоторых семей путь исследования своего прошлого начинается с темы репрессий.
Комментарии