Наталия Мелихова-Перепечь, заместитель директора Дворца детского и юношеского творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, убеждена в том, что каждый ребенок одарен от природы. И главная задача родителей, педагогов и самого ребенка – понять, в чем именно проявляется одаренность. Для этого нужно просто дать возможность ребенку попробовать себя во многих направлениях. Как только маленький творец обнаружит, где может проявиться его дар, можно не сомневаться, что в мире станет на одну единицу творчества больше. В ДДЮТ подобных «единичек» порядка 6000. Не считая 150 замечательных путеводителей по миру творчества – педагогов.
Мы возникли в 1936 году как Дом художественного воспитания детей, – рассказывает Наталия Мелихова-Перепечь. – И, собственно, основная направленность – «художественная» – была дана нам от рождения. Это сегодня в ДДЮТ существует десять направлений деятельности, а тогда было всего четыре отделения художественно-эстетического направления. Уже по мере развития появились технические, спортивные, туристские. Однако самые заслуженные коллективы – это все-таки художественные. Это направление включает в себя сценические виды искусств: театральное, хореографическое, вокальное, цирковое. В нашем дворце это еще и народное творчество, а также художественно-прикладное. Если касаться конкретно отделов, то музыкальный отдел – это солисты-инструменталисты и оркестр «Гармоник». Об этом оркестре баянистов и аккордеонистов нельзя не рассказать. В 2008 году ему исполняется 60 лет. Сейчас это не столько детский, сколько детско-юношеский коллектив, который много гастролирует по России и за рубежом. Художественный отдел включает в себя цирковой коллектив «Невский каскад» и образцовый детский коллектив – ансамбль народного творчества «Таусень», который возник на базе оркестра народных инструментов. Это один из старейших коллективов дворца – в прошлом году ему исполнилось 70 лет. Наш «Таусень» замечателен тем, что готовит не только концертные выступления, но и изучает историю традиционных народных праздников и сам организовывает такие праздники для школьников района. Проводит Масленицу и Рождество.
Еще один образцовый детский коллектив – хор мальчиков. Он сравнительно молод – всего 27 лет – и уникален. Идея его создания принадлежит заслуженному работнику культуры РФ Марии Иосифовне Гольденшлюгер, которая до сих пор руководит коллективом. У хора очень тесные связи с Санкт-Петербургским государственным университетом, и свои отчетные концерты ребята часто проводят в университетском зале. Наши дети открывают сезоны в Петербургской капелле. Им доводилось петь с Николаем Басковым, они поздравляли Александра Розенбаума. Коллектив выступает на лучших площадках города и страны.
Нельзя не упомянуть о студии детской эстрадной песни «Веселый микрофон», а также о хореографическом ансамбле «Зеркало», который состоит из разных возрастных групп.
Прикладной отдел имеет порядка 14 направлений – от макраме до занятий в самом именитом и самом молодом из образцовых детских коллективов – студии детской моды «Фантаневия». Ребята здесь сами конструируют одежду, сами шьют ее и сами показывают. Ежегодно участвуют в различных фестивалях театров мод и привозят призы. Самое большое достижение – Гран-при Национального конкурса детских театров моды на подиуме Дома моды Вячеслава Зайцева в 2004 году.
Как художественное направление, а не как вид спорта мы воспринимаем и бальные танцы. У нас существует замечательный коллектив «Арт-данс», который претендует на звание образцового вместе с цирковым коллективом «Невский каскад».
В ДДЮТ вот уже 18 лет работает необычный отдел – Школа творчества. Как объясняет Наталия Александровна, – это параллель классов от первого до девятого, которая учится на базе дворца, осваивая образовательную программу лицея №299 и изучая при этом предметы по программе дополнительного образования, входящие в учебную сетку. Ребята здесь занимаются бальными танцами, в начальной школе проводятся театральные игры. По традиции каждый выпуск в Школе творчества знаменуется выпускным спектаклем, в котором принимают участие все ребята выпускного класса. Также все без исключения занимаются музыкой. Те, кому объем занятий в рамках учебной сетки недостаточен, могут остаться после уроков в стенах дворца и реализовать свои способности в различных коллективах.
– Наталия Александровна, способствует ли это учебе?
– Безусловно. Прежде всего весь этот комплекс дети получают в рамках образовательной программы, то есть им не надо куда-то ходить дополнительно. Если необходимо, уроки они могут сделать и здесь. Что примечательно, этот способ приобщения к художественному творчеству мы начали задолго до того, как правительством города была озвучена идея создания на базе школ центров дополнительного образования.
Комментарии