Когда я слышу, что говорят порой некоторые учителя детям, своим ученикам, меня, признаюсь, берет оторопь. Не важно, на уроке или на перемене педагоги позволяют себе чересчур откровенные высказывания, важно, что делают они это не наедине, а во всеуслышание, при свидетелях.
Понятно, что не слишком обдуманные заявления или, еще хуже, оценочные суждения (чтобы выразиться помягче) педагоги произносят в сердцах, так сказать, в порыве чувств и даже с самыми благими намерениями. Проблема в том, что в такие экстраординарные моменты они просто не в состоянии подумать о возможных последствиях, просчитать побочные эффекты… Поэтому довольно часто попадают в ситуацию, прямо скажем, незавидную, когда приходится объясняться и оправдываться перед родителями или начальством. Еще хуже, если оправдываться приходится перед детьми. Историй таких много, но чужой опыт почему-то никого не учит, и учителя продолжают наступать на одни и те же грабли. Я все думаю: каким же безграничным должно быть их доверием к детям, насколько нужно быть убежденным в человеческой доброте!
А ведь мир изменился. Незаметно, постепенно, но навсегда. И теперь уже ни на понимание, ни на великодушие и доброту окружающих рассчитывать не приходится. Любое слово в устах педагога может обернуться против него самого. И в этом большая опасность. Время сейчас неспокойное, зыбкое: дети и на диктофон могут записать, и видео запросто выложат в сети, родителям перескажут (нередко и исказят слова), а те понесут дальше, в вышестоящие инстанции… Ведь греха не оберешься! Не отмоешься потом, не оправдаешься. И много было разных случаев в этой связи, а все не наука! Каждый день учителя то здесь, то там проговариваются.
Я все понимаю: недосып, вечный стресс и цейтнот, непомерные требования, отсутствие разрядки и полноценного отдыха. Все это сказывается и на эмоциональном состоянии, и на интеллекте. Но все же нужно хотя бы ради самосохранения себя контролировать, хотя это порой и непросто. «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Слово не воробей…» – ну сами же знаете, много раз ученикам говорили.
Мальчик со смехом показывает родителям видео: классная руководительница средних лет, зайдя на перемене в класс, начинает выяснять, кто конкретно сорвал урок истории у молодого учителя. Она не стесняется в выражениях и к некоторым особо выдающимся ученикам своего класса обращается неформально: «Ну что ты на меня смотришь, обезьяна?» Родители в шоке. Мальчик смеется: «Это ее любимое обращение. Она всегда так к нам обращается». «И к тебе тоже?» – родители не могут поверить. Сын их успокаивает: «Ко мне редко. А к Иванову каждый день почти». «И как он реагирует?» – интересуются мама с папой.
«Да никак, смеется только». Родители тут же принимают решение сообщить родителям Иванова и всему классу о недопустимой манере общения классного руководителя. В родительском чате смятение, в результате всеобщий скандал. Домашний допрос детей: «Это правда?» Дети в большинстве подтверждают, что да, было такое, и не раз. Родители в праведном гневе, они дружно объединяются против столь оскорбительного отношения к их драгоценным детям. В защиту педагога раздаются единичные голоса. Адвокаты просят принять во внимание хорошие стороны классного руководителя и тот факт, что сами дети вовсе не были оскорблены обращением, а считали его вполне заслуженным. Мальчик, снявший видео, чувствует себя не в своей тарелке, ему нехорошо, но дело уже не поправишь. Учитель рыдает в кабинете директора, пишет объяснительную, уходит на неделю на больничный, во время которого приходит к осознанию тщеты всего и пишет заявление об уходе – и из классного руководства, и из школы вообще. Директор снова собирает родителей, стыдит инициаторов процесса и недвусмысленно дает понять, что дети их и трех других классов останутся надолго без учителя английского языка, потому что замены среди года не найти. Родители принимают коллективное решение принести свои извинения пострадавшей учительнице и просить ее остаться в школе. Она остается, но классное руководство уже не берет.
Я описала только одну историю. На самом деле можно долго продолжать. Не буду, ибо смысл понятен. Бывают и более мягкие проколы. Например, второклассник рассказывает родителям, как учитель музыки пол-урока стыдила класс за то, что они-де здоровы, но намеренно не приходят в школу, потому что хотят, чтобы им объявили карантин. И в завершение речи делает такое заявление: «Но вы не надейтесь отсидеться дома! Я вам такую контрольную устрою дистанционно, что вы и ваши родители плакать будете, будете мечтать вернуться в школу и сидеть на обычных уроках!» Родители не дали хода полученной информации, но выводы об учителе сделали. Как говорится, занавес…
Люди моего и более старшего поколения наверняка помнят совсем другое время. Чего только не говорили нам наши учителя! И распекали нас по пол-урока (когда было за что), и стыдили, нередко и называли плохими словами, выдвигали ультиматумы, ставили условия. Мы все терпели и сносили безропотно. Не потому что боялись, а потому что знали, что так учителя проявляют свое неравнодушие к нашей судьбе. Мы не сомневались, что они искренне о нас переживают и хотят нам добра. У кого-то было больше такта, у кого-то меньше, но мы доверяли каждому. Уважительное отношение к любому учительскому слову входило в каждого из нас, так сказать, с молоком матери, нам не нужно было что-то объяснять и доказывать.
Нынешний учитель перестал быть сакральной фигурой, к нему (за редким исключением) относятся как к самому обычному человеку, а значит, к его словам и поступкам приложимы самые обычные претензии и «предъявы». Современный учитель лишен прежнего ореола небожителя и, соответственно, совершенно незащищен. Нужно всегда об этом помнить и быть осмотрительным как на уроках, так и во внеурочное время. Следить за собой больше, чем за детьми. Да, это требует сил, напряжения, нервных затрат, но без этого сегодня нельзя работать в школе.
Выросло целое поколение индивидуалистов-прагматиков. Современные родители не станут принимать во внимание ваши перегрузки, вашу бесконечную усталость, вашу ранимую натуру. Они вообще не склонны считать тонкую душевную организацию серьезным оправданием. «Назвался груздем – полезай в кузов» – вот их принцип отношения к любой профессии. «Не можешь соответствовать – меняй сферу деятельности» – вот современный подход. Родителям нынешних школьников не объяснишь, что практически все российские школы (кроме, может быть, малокомплектных в глубинке) испытывают серьезный кадровый голод – теперь уже не только качественный, но и количественный. Что тотальная «двухставочность» учителей приводит не только к снижению уровня подготовки уроков и качества проверки работ, но и к тому, что заболевшего учителя бывает просто некем заменить.
Кто бы объяснил родителям, что все претензии и обоснованные требования приводят к совершенно обратному результату: молодые учителя не хотят при таких условиях задерживаться в школе, а опытные и заслуженные выбирают не борьбу, а спокойную уверенность – берут небольшую нагрузку и основную ставку делают на репетиторство… Кто объяснит родителям, что им придется в итоге платить и платить, в том числе за собственную принципиальность?
Вера КОСТРОВА
Комментарии